Головна | Афіша | E-FreeLibrary | Каталог | Блог | Контакти

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Інформаційно-ресурсний центр - Віртуальні виставки

Цикл выставок «Забытые имена»

Юные друзья!

А вы читали книги Луи Буссенара? Увлекательный мир головокружительных приключений, созданный замечательным французским писателем Луи Анри Буссенаром, захватывает сразу. Авантюрные путешествия героев по Европе, Австралии, Африке, Кубе выглядят реалистично и содержат массу географического и естественно-исторического материала. По традиции, главными героями произведений Буссенара были авантюрные европейцы, чаще всего французы, которые по воле судьбы оказывались в самых малоизвестных и экзотических странах. Там они показывали отвагу, удивительную выносливость и смекалку, проявляли невероятное бесстрашие и выходили из самых затруднительных ситуаций, чем и завоевывали сердца читателей по всему миру.  Много путешествуя, автор сам прошел экзотическими тропами путь своих будущих героев, поэтому достоверность происходящего ни на минуту не покидает читателя.

Опираясь практически на все произведения Луи Буссенара русский поэт Николай Гумилев, путешествуя по Эфиопии, написал поэму «Мик» и посвятил ее своему сыну, который зачитывался произведениями французского писателя. В простых и чеканных гумилёвских строфах оживают завораживающие картины первозданной африканской жизни — не менее впечатляющие, чем в любом колониальном романе:
«...Луи стоял один средь морд
Клыкастых и мохнатых рук,
К нему протянутых вокруг.
Для счастья полного его
Недоставало одного:
Чтобы сестра, отец и мать
Его могли здесь увидать
Хоть силою волшебных чар,
И в «Вокруг света» обо всем
Поведал мальчикам потом
Его любимый Буссенар...»

Луи Буссенар — автор рассказов, документальных произведений, очерков, но, в первую очередь, множества приключенческих романов. Писатель стал кумиром подрастающего поколения во многих странах и на многие годы.. Несомненно, во многих его романах чувствуется влияние Дюма, да он и не скрывал этого факта. А литературоведы всего мира по праву ставят его в один ряд с таким неподражаемым мастером приключенческого жанра как Жюль Верн.


В Париже получил медицинское образование, а во время франко-прусской войны служил полковым врачом. После войны оставил медицинскую карьеру, решив попробовать свои силы в писательской деятельности. Предположительно в 1876 году Буссенар совершает своё первое путешествие — в Австралию и Индонезию. В 1877 году он опубликовал свои дебютные произведения в известном французском журнале «Журналь де Вояж» (Журнал путешествий), который был своеобразным аналогом вышедшему позже русскому «Вокруг света». С апреля 1878 года «Журналь де Вояж» начинает публиковать первый роман Луи Буссенара — «Через всю Австралию».

Его второй роман «Кругосветное путешествие юного парижанина», выходя в 54 выпусках «Журнала путешествий» (1879-1880), а после — отдельной книгой, делает автора по-настоящему знаменитым. В качестве поощрения за успех «Журнал путешествий», главной звездой которого Буссенар останется на протяжении 32 лет, субсидирует его поездку в Гвиану. Буссенар проводит в Гвиане пять месяцев, сочиняя заметки для «Журнала путешествий» и набрасывая свой новый роман, «Гвианские робинзоны». Из Гвианы он привозит предметы туземного быта, охотничьи трофеи, десятки рисунков и фотографий, документальные сведения и карты, что сделало его крупнейшим специалистом того времени по Гвиане.

Луи Буссенар много путешествовал по французским колониям, в основном в Африке, также побывал в Австралии, где нашёл новые идеи для творчества, почерпнул интересные факты из жизни аборигенов, местный колорит и перенес их на страницы своих книг. Поэтому и его приключенческие романы насыщены  духом авантюризма, острыми сюжетами, грамотно подкрепленными географической точностью и историческими материалами.

Несомненно, приключенческий роман был коньком Луи Буссенара, однако он пробовал свои силы и в других жанрах. Так, на написание ряда научно-фантастических книг его также подтолкнул литературный кумир Жюль Верн. Под его влиянием вышли книги — «Тайна доктора Синтеза», «Десять тысяч лет среди льдов». Тогда же, в 1890 году появилась на свет книга «Приключения маленького горбуна».

С 1883 года с ним рядом любимая и верная спутница жизни, Альбертина Делафуа. Буссенар и Альбертина, которую он любовно называл «моя голубка», счастливо прожили вместе 27 лет. И когда в июне 1910 года жена внезапно заболевает и умирает, Луи Буссенар, сломленный невыносимым горем, умирает в сентябре того же года, пережив супругу меньше чем на три месяца. За несколько дней до кончины, неизбежность и близость которой он как врач прекрасно осознавал, Буссенар собственноручно составляет завещание (согласно которому все его личные бумаги и рукописи его произведений были впоследствии сожжены) и даже текст извещения о своей смерти, которое породило ложные слухи о его самоубийстве.

В современной Франции Луи Буссенара не очень жалуют, считая, что его произведения проникнуты националистическими, колониалистскими и даже расистскими идеями. Но это не так: творчество писателя просто отражает  политические реалии того времени. В его романах встречаются как европейские бандиты, так и благородные коренные жители французских колоний. Книги Луи Буссенара достойны того, чтобы стоять в одном ряду шедевров приключенческой литературы, написанных Александром Дюма, Жюль Верном, Майн Ридом и другими классиками.

Так вперед же, друзья, в мир джунглей, ущелий и морей, туземцев и кладов!


Буссенар Л. Собрание сочинений : в 12 т. Т. 1 : Беглецы в Гвиане. Десять миллионов Красного Опоссума : романы / Л. Буссенар. — Харьков : Лианда : Интербук-Украина, 1992. — 560 с. — (Серия серий. Мир искателей приключений).

Роман «Беглецы в Гвиане» (другое название романа — «Гвианские робинзоны”) познакомит Вас с историей освоения французскими поселенцами территории Французской Гвианы во второй половине ХIХ века. Бежавший из острога политический заключенный Робен, воссоединившийся с женой и четырьмя сыновьями, приехавшими из Франции, при участии друзей из среды местных жителей в непроходимых лесах Южной Америки организует добычу золота. Вся жизнь «беглецов» проходит в непрерывной борьбе с людьми алчными и жестокими, но в конце концов побежденными.

«Робен был свободен и твердо решил защищать свою свободу от всех покушений отнять ее у него. Оружие у него было — ружье, подаренное Андрэ голландским капитаном, но Робен понимал, что этого оружия недостаточно, и для защиты от врагов нужны еще какие-нибудь средства. Самое лучшее — сделать плантацию недоступной. Расположенная на середине склона лесистого холма, она была действительно недоступна с запада. С севера и с юга ее окружали болота с такими трясинами, что тут не смог бы пробраться человек, но зато с вочтока к плантации вела от Кокосовой бухты удобная дорога. Робен задумал устроить на этой дороге преграду. Водопад казался ему недостаточным заграждением. Нужно было придумать что-нибудь еще. Свою мысль он сообщил Казимиру, хотя тот, конечно, не имел ни малейшего понятия о бастионах, редутах и шанцах...

Пространство, которое предполагалось загородить, имело в ширину не более шестидесяти метров... Он выкопал неглубокую ямку, сантиметров в пятнадцать... Менее чем в четверть часа был готов первый ряд ям, затем были выкопаны еще два параллельных ряда, перпендикулярных к дороге на плантацию.
— Что он тут хочет сажать? Капусту, что ли? — спросил Андрэ, с которого градом лил пот, хотя работа была не особенно трудна.
— Нет, не капусту,  — отвечал Робен, — а, вернее, кактусы, алоэ и эвфорбии... И получится такая изгородь, через которую не переберешься ни верхом, ни пешком...
— Никакой топор не поможет. Когда кактусы подрастут, в них сейчас наползут и разведутся всякие змеи — и гремучка, и ай-ай... Ни одного человека они не пропустят, будьте уверены...».

Второе произведение из первого тома собраний сочинений — «Десять миллионов Рыжего Опоссума. Через всю Австралию». Это дебютный роман Луи Буссенара, увидевший свет. Книга мгновенно стала популярной, а сам писатель приобрел мировую известность. Роман, созданный на огроманом фактическом материале, знакомит с природой и обычаями Австралии, рассказывает об экспедиции через австралийские леса и пустыни в поисках золота группы путешественников.

“Наше появление на берегу привлекло сюда множество туземцев, с любопытством смотревших на странных белолицых гостей. Наш багаж, по-видимому, сильно возбуждал их алчность, но они и не подумали о нападении, а знаками предложили снабдить нас пищею в обмен на товары. Из-за нашего стесненного положения их услуги были приняты, хотя и обошлись нам недешево. У нас не было с собою бус и прочих безделушек, которые так любят туземцы, поэтому пришлось подчиниться чудовищным условиям жадных дикарей... Так, за скудный обед из рыбы нам пришлось расплатиться несколькими медными кранами, оторванными от физических приборов, тремя аршинами каучуковой трубки, несколькими вульфовыми склянками и большей частью наших форменных пуговиц...

После заключения договора снова начался торг. В этом дикари выказали себя замечательными коммерсантами и торговались до упаду. Наконец, все уладилось к общему удовольствию, и каждый туземец получил на свою долю порядочную кучу «чудесных предметов белокожих». Здесь были, кроме металлических изделий, всевозможные химические продукты всех цветов, например, сернокислое железо, сернистая ртуть, углекислый свинец и тому подобное. Дикари казались очень довольны своими покупками и сейчас же поспешили употребить их в дело, а именно на татуировку, причем они творили просто чудеса по части изобретения новых узоров... Одному молодцу досталась при разделе банка сернистого олова, которое у нас служило для натирания кожаных подушек электрической машины. Черномазый франт не придумал ничего лучшего, как с ног до головы вымазаться этим продуктом. Вышло что-то фантастическое, — как будто только что из печи вынули медную статую, но статую одушевленную, — так изменилась физиономия дикаря, а он, между тем, был в восторге. Другой важно расхаживал, надев на голову колпак от пневматической машины. Третий привязал себе на голову стеклянный круг от электрической машины. Наконец, четвертый носился с газовою трубочкою, продетою сквозь носовую перегородку. Глядя на все это, мы просто надрывались от смеха, хотя и жаль было испорченных инструментов...”.


Буссенар Л. Собрание cочинений : в 12 т. Т. 4 : Среди факиров. С Красным Крестом. Пылающий остров : романы / Л. Буссенар. — Харьков : Лианда : Интербук-Украина, 1993. — 575 с. — (Серия серий. Мир искателей приключений).

События в романе «Среди факиров» происходят в Индии, которая в то время была колонией Англии. Именно это является причиной драматических ситуаций, столкновений с индийскими факирами, членами религиозных каст, которым были известны гипноз, перевоплощение, медитация.

«В теории нам кажется очень приятно спать на чистом воздухе, когда нас защищает непроницаемый покров зелени. На практике же это нечто весьма неудобное, утомительное и даже тяжелое. Разбитые от волнения и усталости дети заснули было крепким, тяжелым сном, под охраной Боба, своей доброй собаки. Около полуночи они проснулись, так как устали лежать на жесткой, неровной земле. Их охватил смутный страх, они чувствовали себя одинокими среди этой дикой природы. Вдали раздавались крики шакалов, свист и стон ночных птиц, шелест ночных бабочек, хлопанье крыльев при полете летучих мышей, трещанье насекомых, шорох пресмыкающихся; все это смешивалось, усиливаясь в ночной тишине, и звучало в их ушах, как дикая и страшная симфония. Кроме всего этого, густая темнота приковывала их к месту и не позволяла рассеять движениями все эти страхи, над которыми они посмеялись бы при свете дня... Они не могли пошевелиться из страха наступить на одного из отвратительных животных, которые, как они знали, ползали совсем близко около них. Боб время от времени глухо ворчал, шевелился, потом опять ложился около них, повизгивая и ласкаясь. Наконец горизонт зарумянился горячими лучами, от которых заблестели обрызганные росой листья. Дети вздохнули с облегчением. Они сразу почувствовали голод, который особенно давал себя знать после вчерашнего скудного обеда... Теперь они на опыте почувствовали, как жестоки мучения несчастных голодающих, столь многочисленных в плодородной и богатой Индии...».

Героиня следующих двух романов — «С красным Крестом» (это название роман под названием «Подвиг санитарки» получил в России) и «Пылающий остров» — девушка-француженка Фрикетта, которую зовут в путь две страсти: жажда приключений и непреодолимое желание помогать попавшим в беду людям. А мужества и смелости этой юной девушки хватило бы на десятерых мужчин. Как всегда у писателя Луи Буссенара для героев приключений хватает с избытком: их ждет и путешествие на воздушном шаре, и каннибалы, и лихорадка, и героические подвиги! Ведь не случайно они попали на Пылающий остров, пылающий войной и страстью, — Кубу! Здесь столкнулись интересы испанских колонизаторов и жителей острова, здесь в хижинах ютятся негры и ходят слухи о затаившихся каннибалах, здесь обворожительно сияют улыбки смуглокожих красоток, а в глубине джунглей совершаются ритуалы Вуду.

«Молодая девушка продолжала обходить кровавое поле, оказывая свою скорую и умелую помощь. Наскоро перевязывала раненого, поила его водой; санитары клали его на носилки и быстро уносили к лазарету... Молодая девушка очутилась совсем одна. Даже ее лазаретные служители ушли, последовав за своим абмулансом, в который они перенесли последних раненых. Она попробовала ориентироваться, пошла на гул орудий и заблудилась, как всегда бывает в подобных случаях... Но тут она попала из огня в полымя, потому что зашла в бамбуковую чащу, совершенно непроходимую. Ею овладел смутный страх. Она вспомнила предостережения доктора Мито, но к несчастью слишком поздно... Сняв шляпу и вытерев потный лоб, молодая девушка проговорила: «Ну, Фрикетта, ты не можешь пожаловаться: ты искала приключений — и нашла даже больше, чем нужно. Ты здесь по собственной своей вине и не должна поддаваться страху»... Вдруг она услыхала поблизости чье-то тяжелое дыхание, послышался легкий треск сухих веток. Обернувшись она окаменела. Перед ней стоял огромный королевский тигр, спокойно глядевший на нее своими большими бурыми глазами. Тигр не двигался. Фрикетта глядела на него, замирая от страха. Оба как будто держали пари — кто кого переглядит. Но вот зверь приподнялся на задние лапы и положил обе передние ей на плечи. Нервы ее не выдержали, она крикнула и упала без чувств...

Можно было держать пари, что мадемуазель Фрикетте не очнуться от обморока, что ее приключения кончатся в самом начале и кончатся трагически. Но вышло иначе. Через сколько времени, она не знала, сознание к ней вернулось. Хотя кругом было совершенно темно, она все-таки могла до некоторой степени понять свое положение. А оно было просто ужасно. Боли она никакой не чувствовала, но по временам то голова ее, то ноги ударялись о что-то твердое, вроде бамбуковых стволов. Стало быть, Фрикетта избавилась от тигра и шла? Ничуть. Ее несли поперек туловища. Нес тигр — зубами. Нес, по всей вероятности, к себе в берлогу... Тигр нес пленницу осторожно, бережно; должно быть, он опасался как-нибудь испортить свою драгоценную дичь, редкую добычу...».


Буссенар Л. Собрание сочинений : в 12 т. Т. 5 : Приключения в стране львов. Под Южным Крестом : романы. Рассказы / Л. Буссенар. — Харьков : Лианда: Интербук-Украина, 1993. — 623 с. — (Серия серий. Мир искателей приключений).

Романы признанного мэтра приключенческого жанра понравятся не только юным читателям, но и широкой аудитории разных возрастов. Гений писателя переносит нас из обыденной жизни на западное побережье Африки и в самые дебри Австралийского континента, где среди экзотических растений и диких животных живут настоящие аборигены. Мы словно погружаемся  в удивительный мир, полный ярких картин из жизни отважных героев. В романах есть не только захватывающие интриги, но и проникновенная романтическая любовная история. Герои романов — это отважные искатели приключений, готовые лицом к лицу встретиться с любой опасностью. В лучших традициях приключенческой литературы в финале нас обязательно ждет счастливый конец, а героев — путешественников — заслуженная награда, любовь и богатство.

«Идти девственным лесом всегда трудно, а в особенности опушкой или около лесных полян. В середине леса, под деревьями, высокая трава расти не может, потому что солнце туда никогда не заглядывает. Там нет лиан, только гладкий мох покрывает старую девственную почву, устланную растительным перегноем. Путнику нужно остерегаться только скрытых трясин, невидимых болот, предательских оврагов и неожиданных бугров, да еще стараться не споткнуться о сваленное дерево. И все-таки путь по лесу очень труден. Но истинное мученье, когда приходится идти лесами, наполовину выгоревшими от тропических гроз, что бывает нередко. Новые деревья с необычной быстротой вырастают на месте уничтоженных, неся на себе громадные прически из лиан, а внизу из девственной, жирной почвы с силой вырывается густая высокая трава и древовидные растений. От такого растительного богатства ботаник придет в неописуемый восторг, а путешественник и исследователь — только в ярость, потому что идти вперед здесь можно с большим трудом, на каждом шагу расчищая себе дорогу тесаком или топором. Со всех сторон его будут опутывать лианы, попадаться под ноги корни, впиваться в тело колючки; задыхаясь от жары, обливаясь потом, весь искусанный мухами, путник измучается вконец, выйдет из терпения и будет проклинать себя за то, что зашел в эти непроходимые дебри...».

Также в пятый том собрания сочинений Луи Буссенара вошли его рассказы: «Барометр», «Око за око», «Театр в экваториальной Африке», «Освобождение».


Буссенар Л. Собрание сочинений : в 12 т. Т. 7 : Ледяной ад. Капитан Сорви Голова. Герой Малахова кургана : романы / Л. Буссенар. — Харьков : Лианда: Интербук-Украина, 1993. — 590 с. — (Серия серий. Мир искателей приключений).

Герой всех трех произведений, вошедших в этот том собрания сочинений — Жан Грандье, прозванный за смелость и решительность Сорви-голова. Замечательные книги для читателей юного возраста, которые формируют понятия приключения, дружбы и чести.

Золотая лихорадка конца 19 века подстегивала тысячи людей на опасные путешествия в ледяные пустыни Аляски — жестокий ледяной ад, из которого можно вернуться миллионерами, а можно не вернуться вообще. В фантастическом романе «Ледяной ад» повествуется о французском ученом Леоне Фортене, который открыл новый химический элемент, способный указывать на присутствие золота в недрах земли. Со своими друзьями — невестой Мартой и ее братом 15-летним Жаном Грандье, репортером Полем Редоном, старым канадцем Лестангом и его дочерью Жанной — он отправляется в Клондайк, чтобы на практике испытать изобретение, добыть золото и отомстить преступникам из банды «Красная звезда». Пережив множество необычных приключений, они, при помощи чудодейственного элемента таблицы Менделеева — леониума, чувствительного к золоту, открывают легендарное месторождение «Золотое море».

Очередное творение талантливого писателя «Капитан Сорви-Голова» появилось на свет в 1901 году и было навеяно войной за независимость двух бурских республик, Трансвааля и Оранжевой, против английских колонизаторов. Борьба буров — потомков голландских и французских переселенцев — вызвала волну сочувствия среди народов всего мира. Из разных стран потянулись добровольцы на помощь двум маленьким народам. Книга Буссенара не просто привлекла внимание читателей, вызвав новую волну интереса и общественного резонанса к происходящим событиям, но и фактически поставила писателя в шеренгу борцов за независимость.

Открыв в предыдущем романе золотые россыпи в Клондайке, Жан Грандье вернулся на родину во Францию сказочно богатым. Но, одержимый жаждой путешествий, он не может жить спокойно. В романе «Капитан Сорви-Голова» Грандье, создав отряд добровольцев, состоящий из таких же мальчишек, как он, отправляется в Южную Африку сражаться, полностью оправдывая свое прозвище — Капитан Сорви-голова. Отряд пятнадцати-шестнадцатилетних мальчишек под предводительством Жана Грандье отважно сражается против целой армии английских колонизаторов и совершает головокружительные подвиги, отстаивая независимость маленькой бурской республики. Героев отряда «молокососов» ждут невиданные опасности и дерзкие сражения,  погони, засады, смелые атаки.

Книга «Герой Малахова кургана», написанная Луи Буссенаром уже на закате своей писательской деятельности, стала мировым бестселлером и переведена на многие языки. Ее главный герой — повзрослевший 23-летний Жан Грандье — участвует в войне Франции и Англии в союзе с Турцией против России.

«Ожесточенная война обещает быть долгой и убийственной. Она загорелась там, на окраинах далекого Востока, под лучами горячего солнца, среди прекрасной природы...

Все глаза устремлены на Севастополь, который виден в десяти километрах. Огромная туча дыма стоит над рейдом и пушка грохочет безостановочно. Нет, это не атака. Но рейд закрыт. Полагая, что он недостаточно защищен, и желая запереть его, чтобы помешать союзному флоту атаковать с моря, Меньшиков приказал загородить вход, потопив русские корабли. Без колебания, но с горькой болью в душе, он жертвует половиной флота, решаясь на отчаянный и в то же время гениальный поступок. Три фрегата и пять кораблей затоплены моряками. Вода проникает в люки, врывается на мостики, заливает снасти. Корабли поворачиваются, качаются и тонут... У некоторых их этих морских великанов агония продолжается долго. Они словно не хотят погибать. Тогда их братья по оружию, другие корабли, подходят к ним, стреляют и наносят им последний удар. Подняты флаги, звонят колокола, священники служат заупокойную обедню, слезы льются из глаз, из груди вырывается крик ярости и мести... Жертва ужасна, но Севастополь спасен! План союзников — напасть на город с моря — рухнул. Осада крепости невозможна. Эту новость сообщают [французскому] маршалу, произносящему пророческие слова: «Да, это достойные потомки русских, которые сожгли Москву. Храбрые люди! Мне жаль моего преемника... кампания будет тяжелая!..».


Буссенар Л. Собрание сочинений : в 12 т. Т. 11 : Монмартрская сирота. Сын парижанина : романы / Л. Буссенар. — Харьков : Лианда : Интербук -Украина, 1994. — 428 с. — (Серия серий. Мир искателей приключений).

Роман «Монмартрская сирота» рассказывает о жизни в Америке во времена «золотой лихорадки». Быт фермеров и золотоискателей, поиски сокровищ, нежная любовь и роковая страсть, верность и предательство — все это читатель найдет в романе. Он построен на сложном переплетении двух основных сюжетных линий — борьбы за сокровища индейского племени арапогосов, которые нашел в горах владелец ранчо «Монмартр» Дэрош, и драматической любовной истории.

«Нерушимая стена раскололась, как будто в нее ударила молния. Проход оказался очень узким, и они с трудом пробрались сквозь него. Дэрош, исцарапав все тело, пролез первый и, поднявшись на ноги, заметил над головой огромный осколок, сорвавшийся с верха стены, который держался только каким-то чудом. «Стоит этому осколку шелохнуться, — подумал он, — и мы заперты здесь навеки. Да и жизнь наша не будет длинна...». Наконец-то они здесь, в этой сокровищнице, которая целые века возбуждала алчность людей... Нет сомнения, это то место и те сокровища, о которых говорит легенда. Дэрош, однако, не испытывал того опьянения и безумия, которые в подобных случаях охватывают обычно даже самых спокойных и бескорыстных людей. Он как будто разочаровался. А ведь там были слитки золота, составляющие целое состояние. Самородки различной величины, от ореха до человеческой головы, симметрично разложенные слитки, кучи золотого песка наполняли сундуки или, вернее, грубые ящики из неотесанного дерева, которые прекрасно сохранились. Золото было тусклого цвета, без блеска, будто покрытое дымкой, и не имело привлекательного вида. Это был природный материал, еще не подвергнутый отделке, остающийся в своей неприглядной простоте...»

В романе «Сын парижанина» писатель знакомит читателя с Тотором — сыном парижского гамэна Фрикэ, любимого героя многих произведений Луи Буссенара. Юноша путешествует по Австралии, попадая в неожиданные, порой трагические ситуации, из которых ему помогают выбраться сила воли, настойчивость, оптимизм и находчивость.

«В море. 1 января 1904 года. Мои дорогие, я очутился по ту сторону шара, который зовется Землей, если только можно говорить о сторонах шара... Слдовом, выф понимаете, где ваш сынок. Ты помнишь эти места, папа? Западный берег Австралии, немного выше тропика Козерога; и мы подвигаемся на юг. Сегодня 1-ое января и день моего рождения; поздравляю вас обоих с тем и другим, дорогие, и шлю самый горячий сыновний поцелуй. Сегодня мне стукнуло семнадцать лет, и я, как ты, отец, в эти годы совершаю кругосветное плавание...».

«Долго проспал Тотор. Его разбудил сильный птичий гомон. Стаи белых какаду с желтыми хохлами вились над его головой. Парижанин опомнился не сразу. Значит, все, что он пережил недавно, не было кошмаром? Он действительно один на западном берегу Австралии?.. Потом француз пошел к реке мимо деревьев, на которых сидели цапли. И вдруг поднялся страшный шум. Тысячи голенастых птиц взлетели и бросились на него, грозя клювами. Он не выдержал и убежал со всех ног, поняв, что они разорвали бы его в клочья. Тотор успел вовремя спрятаться под карликовыми гумми. Видя свою победу, птицы прекратили преследование... Кругом раздавались унылые, мрачные звуки: однотонно шумели волны океана, квакала исполинская лягушка, протяжно мяукала ночная птица, ухал болотный фазан. Мимо Тотора бесшумно проносились вампиры и ночные бабочки, огромные муравьи грызли стволы. О, скорей бы рассвет! А яркие австралийские созвездия совсем не двигались! Тотор долго смотрел на незнакомые ему звезды, глубоко вздохнул, откашлялся и сказал окрепшим голосом :
 — Хватит погребальной музыки! Стыдись, Тотор, гражданин Парижа!..».


Буссенар Л. Собрание сочинений : в 12 т. Т. 12 : Приключения доктора Синтеза. Десять тысяч лет среди льдов : романы / Л. Буссенар. — Харьков : Лианда : Интербук-Украина, 1995. — 366 с. — (Серия серий. Мир искателей приключений).

Главный герой этих двух романов — крупнейший ученый своего времени доктор Синтез.

В первом романе «Приключения доктора Синтеза» он, избрав девизом своей жизни «Et ego Creator» («И я творец»), бросает вызов самому мирозданию, задумав воссоздать жизнь на всех ее ступенях. Старый ученый предпринимает безумную попытку создать искусственным образом идеального человека, достойного руки его единственной внучки, наследницы несметных богатств. Однако соревнование человека с творцом неминуемо заканчивается катастрофой.

«Дело доктора Синтеза. Согласно приказанию господина префекта, я старался собрать сведения относительно одной таинственной личности, которая уже около месяца представляет собой живую загадку для парижского общества. Вышеупомянутая особа, носящая странное имя Синтез, живет в Грандотеле. Доктор Синтез — высокий старик, возраст которого невозможно точно определить, но, несмотря на его бодрость, очевидно, что он уже перешагнул за шестой десяток. По-видимому, он голландского или шведского происхождения. Посетители бывают у него редко. Двое слуг его, отвратительные негры, подвергают посетителей настоящему экзамену и грубо выпроваживают вон каждого, кто не может ответить удовлетворительно... Про доктора Синтеза рассказывают, будто он — ученый маньяк, исписывающий целые стопы бумаги формулами и алгебраическими вычислениями и что в этом кроется причина его строгой отшельнической замкнутости... Кроме того, говорят, и это обстоятельство подтверждается уверениями служащих в гостинице, что доктор Синтез никогда не ест и совсем не спит. Он ни разу не был в ресторане и не требовал пищи на дом. Черные слуги никогда не приносили для него провизии в гостиницу. Они сообщают всем, будто их хозяин не знает, что такое сон. В комнатах, занимаемых Синтезом, даже нет кроватей, диванов или кушеток. Этих особенностей вполне достаточно для того, чтобы власти обратили свое внимание на эту личность...».

Самым известным произведением Буссенара в области научной фантастики считается его роман «Десять тысяч лет среди льдов» в котором мастерски сочетается с одной стороны увлекательный географический и исторический материал, а с другой — вымысел и захватывающая сюжетная линия. Автор вновь обращается к тайне жизни и смерти, к явлению воздействия холода, пытается заглянуть далеко в будущее. Доктор Синтез, член полярной экспедиции, замерз во льдах. Но он не умер. Прошло десять тысяч лет и он очнулся в 11886 году. Какой стала Земля? Что из себя представляют населяющие ее люди спустя тысячи лет?..

«Полярная страна. Всюду, куда ни кинешь взгляд, одни бесконечные льды, то наваленные в беспорядке друг на друга, то расстилающиеся безграничной равниной. Со всех сторон слышится гул и треск ломающихся ледяных глыб. Они сталкиваются, борются и рассыпаются на тысячи кусков, образуя настоящий хаос в этой пустыне. Тусклое небо, еле освещенное слабым мерцанием звезд, еще больше усиливает мрачный колорит полярной картины. В такой безотрадной обстановке, на грудах синеватого льда в последней агонии мучится человек. Один — в этой ужасной пустыне! Последний, оставшийся в живых из всей полярной экспедиции, этот человек был свидетелем гибели своего корабля, смерти товарищей, умерших от лишений или поглощенных мрачной бездной, и теперь умирает на льду, после отчаянной борьбы со смертью. У него нет ни крова, ни пищи, ни одежды! Чувствуя свое бессилие, чувствуя наступающую смерть, он равнодушно ложится на лед и ждет конца. Ни страдания, которые он испытывает, ни полное одиночество, при котором ему приходится прощаться с жизнью, не могут, однако, сокрушить его закаленного духа, и он бесстрашно готов встретить конец, испытывая какое-то жгучее удовольствие при мысли, что превращается в ничто. В эту минуту горизонт, доселе едва освещенный, вдруг вспыхнул кровавым багрянцем. Целые снопы огненного света заиграли на синеватых льдах. Освещенные яркими лучами, мерзлые глыбы загорелись тысячью огней, как будто все это были чистейшие бриллианты. При виде такой перемены лежавший на льду человек грустно улыбнулся, пробормотав про себя:
— Северная заря явилась кстати, — по крайней мере я умру в апофеозе!..».


Буссенар Л. Охотники за каучуком : роман / Л. Буссенар. — К. : Довіра, 1992. — 423 с.

Роман «Охотники за каучуком» написан в 1888-1889 годах и является продолжением романа «Беглецы в Гвиане». Читатель пройдет вместе с героями романа через сельвы, девственные тропические леса Амазонки, преодолеет бурные реки, удивительные водопады в Южной Америке, в сумрачной зелени джунглей встретится лицом к лицу с анакондой и леопардом, испугается индейцев, пускающих отравленные стрелы, побывает на плантациях гевеи... Не раз вы удивитесь мужеству героя Шарля Робэна и его спутников, не теряющих надежды на спасение в самых трудных обстоятельствах.

Но читатель, который обожает романы Луи Буссенара, может быть разочарован этой книгой. Французский филолог Матьё Летурнё отмечает, что классик-приключенист Луи Буссенар время от времени демонстрирует «странную любовь к ужасному», «зачарованность ужасом и насилием», «ликование текста в сценах массовых избиений, страданий и пыток». И роман «Охотники за каучуком» является ярким подтверждением этих тезисов ученого. Это тем более странно, что книга «Беглецы в Гвиане» глубоко «мирная»: даже там, где напрашивается необходимая самооборона, главный герой категорически настаивает на ненасильственных мерах и прощении бандитов. И напротив, в романе «Охотники за каучуком» много насилия, причем неоправданного.

Несомненными же достоинствами книги можно считать подробные описания обычаев местных племён, условий жизни каторжников, процесса добычи природного каучука и хины, историю спорной территории Гвианы, что объясняется тем, что Луи Буссенар провёл в Гвиане пять месяцев и лично все изучил.

«Прежде всего нужно сказать, что вопреки упорно держащемуся еще и по сие время мнению, ссыльные европейского происхождения в Гвиане представляют собой весьма незначительное меньшинство. Их насчитывается не более 200 человек во всех острогах этой колонии; они исполняют обязанности мастеровых, специально присылаемых сюда с тем, чтобы продолжать работать в области своей профессии. Все же остальные преступники метрополии ссылаются в остроги и тюрьмы Новой Каледонии. Гвиана предназначена почти исключительно для ссылки арабов, уолоферов из Сенегала, чернокожих и иных представителей цветных рас с Мартиники, Гваделупы, азиатов-кули из французских владений в Индии и аннамитов из Кохинхины, не высланных на остров Пуло-Кондор. В общей сложности всего около 3600 человек (в 1877 г. — 3663 ч.)...».

«Люди вообще охотно воображают, что громадные девственные леса экваториальных стран, где растительность так величественна и так роскошна, изобилуют плодами и ягодами в диком состоянии; что они кишат всякой дичью, что, словом, человек, очутившийся волею судеб в этих лесах, может в продолжение известного времени если не утопать в излишестве, то во всяком случае не испытывать недостатка в пищевых продуктах. Но это — большая ошибка. Одинокий человек находится среди девственного леса совершенно в таком же положении, как потерпевший крушение — на плоту среди океана. Плодовые деревья экваториальных стран, о которых так много говорят, в сущности, нисколько и ни в чем не превосходят наши плоды, плоды и фрукты умеренной зоны, и никогда не произрастают так, сами собой, в чащах девственных лесов. За исключением лишь весьма редких случаев, эти великолепные деревья, величественные гиганты и могиканы лесов, дающих превосходнейший строевой и корабельный материал, самые ценные мебельные деревья, — не бесплодны, но плоды их совершенно не пригодны в пищу человеку...

Таким образом даже кочевой индеец, несмотря на его неимоверную лень, все-таки обзаводится небольшим участком выкорчеванной земли, где сеет и снимает игнам, пататы и главным образом маниок, являющийся главной основой его питания и первым оплотом против голода. А если он охотится, чтобы дополнить и разнообразить свою пищу, то не в девственных лесах, а где-нибудь по течению рек и вблизи озер, где в изобилии встречается и рыба, и дичь. Кроме того, там, где индеец с его изумительной выдержкой и знанием природы первобытного человека умеет разыскать и выследить зверя, цивилизованный человек никогда не нападет на его след и всегда вернется с пустыми руками...».


Буссенар Л. Похитители бриллиантов : роман в трех частях / Л. Буссенар. — М. : Стройиздат, 1985. — 480 с. — (Библиотека приключений : в 20 т. Т 9).

«Похитители бриллиантов» — самая знаменитая книга Луи Буссенара и наиболее любимая читателями во все времена. Действие романа происходит в Африке, а его герои — трое французов, в поисках сокровищ отправившиеся на поиски клада алмазов кафрских королей в Южную Африку к берегам Замбези — на далекий, очень опасный, и в силу этого крайне романтичный континент. Там и слоны, и носороги, и разбойники, и бушмены, и алмазные копи — пьянящая экзотика и невероятные приключения, от которых на протяжении десятилетий сходили с ума европейские подростки. Герои романа — Александр Шони, Альбер де Вильрож и его молочный брат Жозеф — непрестанно попадают в неожиданные, головокружительные приключения. Они никогда не унывают, не сдаются, даже в самое последнее, казалось бы, мгновенье жизни.

Страсть к стяжательству не ослепляет главных героев. Они с великодушием и мужеством, беззаветной самоотверженностью заступаются за слабых и угнетенных. Главное достоинство книги в ее гуманизме. В стране, где смертельная опасность может предстать даже в виде растения или насекомого, им приходится сражаться с шайкой негодяев. Трое французов находят друзей в негритянском племени и благополучно заканчивают путешествие. Этим романом Буссенар убеждает нас, что добро все таки побеждает зло. Роман «Похитители бриллиантов» вошел в золотой фонд мировой приключенческой литературы.

«Это было в довольно далекие времена. Но память о них сохранилась, и мне даже посчастливилось встретить одного старика, который все помнит. Три вождя племени батоков избрали этот островок как место для молитв и жертвоприношений богам — баримам. Во время молитвы они становились лицом к облакам, которые поднимаются над бездной, и присоединяли свои заклинания к реву водопада. Естественно, захватывающая картина вызывала у них глубокое волнение и страх. Да и люди цивилизованные не могли бы чувствовать себя здесь достаточно спокойно. Батоки смотрели на эти пять дымящихся над пропастью столбов и считали именно их источником оглушительного грохота, который днем и ночью слышен на огромном расстоянии. Они не разбирались между причиной и следствием и думали, что столбами управляют невидимые гиганты-баримы и что это они беспрерывно бьют в дно пропасти...».

«Исступленные крики преследователей приближались. Смиту показалось, что его подстерегает новая опасность, и так как он не знал, какая именно, то она казалась особенно грозной. Однако хладнокровие не покидало его. Он зарядил карабин и уже собрался соскочить на землю, чтобы посмотреть, чего испугалась лошадь, когда кусты, на которые она уставилась, медленно раздвинулись и перед удивленными глазами беглеца предстал чернокожий, вооруженный луком, стрелами и большой связкой копий. Затем раздвинулся соседний куст, затем следующий, затем еще один, и потрясенный бандит увидел, что из зарослей выходит целый отряд вооруженных до зубов африканцев численностью в триста — четыреста человек. Какая-то фантасмагория! Удивление Смита было особенно велико еще и вследствие того, что сама местность, казалось, исключала возможность устроить здесь засаду или укрытие...».


Желаем всем читателям увлекательного путешествия странами и континентами вместе с героями Луи Буссенара!
Цікава стаття? Поділися нею з іншими:


RSS-підписка

Підписка на публікації

Введіть ваш email:

Delivered by FeedBurner


Прозорро - публічні закупівлі

Я МАЮ ПРАВО!

Единая страна!
.