Головна | Афіша | E-FreeLibrary | Каталог | Блог | Контакти

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Інформаційно-ресурсний центр - Віртуальні виставки


Оригинал:tv-soyuz.ru/videonews/pravoslavnyj-peterburg/at15696

«Дух Святой написал жития святых, чтобы каждый из проводящих какой-либо образ жития возводился к истине подобными примерами».
Преп. Нил Синайский



Дорогие читатели!

Это вторая виртуальная книжная выставка из цикла «Православная книга», подготовленная в рамках партнерской Программы духовно-нравственного воспитания молодежи «Дорога к духовному источнику», которая разработана и реализуется Николаевской областной библиотекой для юношества при поддержке Николаевской епархии. Посвящена она Святому Николаю Угоднику. Здесь представлены как издания из фонда нашей библиотеки, так и литература из частной коллекции ведущего библиографа МОБЮ И. В. Отверченко.


Кто такие святые? Наверное, вы удивитесь, услышав, что святые — это такие же люди, как и каждый из нас. Они испытывали те же чувства, что и мы, их души посещали как радость, так и разочарование, не только надежда, но и отчаяние, как вдохновение, так и угасание. Более того, святые испытывали точно такие же искушения, что и каждый из нас, а льстивые соблазны, словно сладкозвучные сирены, манили каждого из них своей пленительной, гипнотической силой.

Итак, святые потому и стали святы, что, во-первых, увидели свою неправедность, а во-вторых, они глубоко ощутили, что никакое добро невозможно совершить без Бога. К Нему они обратились всей душой. Им пришлось много бороться со злом, и прежде всего в самих себе. В этом — их отличие от обыкновенных героических личностей. Земные герои пытаются изменить мир путем внешней борьбы за справедливость. А святые влияют на мир путем внутреннего его преображения, и начинают это преображение с самих себя. Если Петр I, хотя и был волевым человеком, сокрушался: «Усмирил стрельцов, осилил Софью, победил Карла, а себя превозмочь не могу», то святые сумели победить себя. Потому что они полагались на Бога. А кто может быть сильнее Бога? Его благодать искореняла в их душах все темное, а затем просветила их ум и сердце к видению удивительных тайн.

Святых мы называем подвижниками, потому что святость есть путь непрестанного духовного восхождения, а это сопряжено с тяжелым внутренним подвигом, с преодолением в себе всего порочного и низменного. Есть древнее сказание о том, как однажды философ Сократ, идя с учениками по улицам Афин, встретил Гетеру, которая надменно сказала: «Сократ, ты слывешь мудрецом и пользуешься у учеников уважением, а хочешь, я скажу одно слово, и все они тут же побегут за мною?» Сократ ответил: «В этом нет ничего удивительного. Ты зовешь их вниз, а для этого не нужно никаких усилий. Я же призываю их к возвышенному, а это требует большого труда». Святость и есть непрестанное восхождение, при котором, естественно, требуются усилия. Святость — кропотливый труд, созидание в себе образа Божия, подобно тому, как ваятель высекает из бездушного камня удивительный шедевр, способный пробуждать души окружающих.

Святые — это люди, приобщившиеся к небесной благодати, которая просвещает душу. От Бога они приняли дар помогать живущим на земле. А молитва к святым способна помочь даже в самой, по земным меркам, безысходной ситуации.

Исторически сложилось так, что особо почитаемые святые становились покровителями тех или иных сообществ христиан. Христиане выбирали себе в покровители святого и его именем называли своё сообщество: учебные заведения, торговые и ремесленные союзы, военные организации... Так, например, в России покровительницей ракетных войск считается великомученица Варвара. А недавно причисленный к лику святых Федор Ушаков стал покровителем Флота. Небесные покровители есть и у учебных заведений: например, университет во имя апостола Иоанна Богослова или вуз во имя святителя Тихона и т. д. Учащиеся этих заведений, равно как и члены организаций, имеющих своих небесных покровителей, особо почитают избранных святых.

Небесные покровители существуют также у городов и у сёл. Обычно ими становятся святые, прославившиеся в том или ином городе, основавшие его, либо те, кому посвящены главные храмы населенного пункта.

altalt

В нашем городе особым почетом пользуется святитель Николай архиепископ Мир Ликийских. Его также часто называют Николаем Угодником и Николаем Чудотворцем. В его честь назван наш город Николаев. Помощь этого святого известна не только христианам, но и людям других вероисповеданий. Наверное, нет той области жизни, где не была бы известна скорая помощь этого святого, поэтому к нему обращаются с молитвой во всех трудных жизненных обстоятельствах.
altalt


Св. Андрей Критский: «Своими делами и добродетельной жизнью святитель Николай сиял в Мирах, как звезда утренняя среди облаков, как месяц красивый в полнолунии своем. Для Церкви Христовой он был ярко сияющим солнцем, украшал Ее, как лилия при источнике, был для Нее миром благоуханным!».

Приглашаем к интересному и полезному чтению о житие Святого Николая Чудотворца.


altГиппиус А. С. Николай Чудотворец / А. С. Гиппиус. — СПб. : Азбука-классика ; Веды, 2009. — 225 с. — (Помощь святых).

Анна Гиппиус описывает многие неизвестные ранее истории из жития святого. Дана привязка описываемых событий к самым популярным туристическим маршрутам по Турции и Италии. Рассказ ведется в форме живого художественного текста.

«Зачем же тогда чудеса? Чтобы спасти тех, кто попал в беду. Чтобы тронуть сердца тех, кто готов откликнуться. Чтобы излить на нас потоки любви. Зачем бы иначе Богу понадобился человек? Он всем доволен, у Него во всем полнота. Он и создал нас только для того — чтобы любить».

«Святитель Николай спешит на помощь всегда. Именно поэтому дни его памяти 19 декабря (преставление) и 22 мая (перенесение мощей) празднуются как самые великие праздники. Все знают его, все почитают. Кто в наши дни, несмотря на десятилетия безбожия, не слыхал слов «Никола зимний», «Никола Вешний»? Жизнь его была сплошным чудотворением, из его сердца изливалась горячая любовь и нескончаемо усиливались его возможности силой Божией. То же и шестнадцать веков после смерти. Никола Чудотворец. Никола Угодник. Угодный Богу и людям. Особый ходатай из мира вышнего за мир дольний. Он помогал и помогает всем. Поможет и вам».


Ищущий помощи найдет в этой книге все необходимое, чтобы обратиться к Николаю Чудотворцу: икону и молитву, наставления о том, как и где молиться, о чем просить, описания его особенно чтимых чудотворных икон, захватывающий рассказ о прижизненных и посмертных чудесах. Значительная часть случаев помощи святого страждущим собрана автором лично и публикуется впервые.


altШкаруба Л. М. Святитель Христов Николай Чудотворец : научно-популярный очерк / Николаевская епархия ; Николаевский областной центр общественного объединения «Всеукраинское Православное общество» ; Л. М. Шкаруба. — Николаев : Атолл, 2008. — 108 с.

В научно-популярном очерке Л.М. Шкарубы, кандидата филологических наук, профессора Николаевского национального университета им. В. А. Сухомлинского, автора более 100 научных публикаций, дается краткое житие святителя Николая, описываются чудеса святого, рассказывается об особенностях почитания св. Николая в народе. По некоторым свидетельствам, в XVI-XVII веках на Руси избегали в крещении давать новорожденному имя Николай по причине особого, даже крайнего почитания Святителя: как невозможно окрестить мальчика в честь Иисуса Христа, так и невозможно в честь Угодника и Чудотворца.

Например, в северных причитаниях, записанных в XIX веке Е. Барсовым, зафиксированы такие строки: «И я молилася ведь кланялась, И Пресвятой да Богородице, И Всевышнему Спасителю, И я Миколе свет-угоднику». В народе ходило большое количество духовных стихов о святителе Николае и совершенных им чудесах, сочинялись молитвенно-хвалебные стихи в его честь: «Избавляй от скорбей и от всех напастей, Сиротам и вдовам Богатство удовляй, Николае причудный...».

В. Катаев в повести «Белеет парус одинокий» пишет: «Старая, до тесноты закопченная икона святого Николая Чудотворца — покровителя рыбаков, прибитая в углу над полкой, смотрела продолговатым кофейным пятном древнего лика и жуткими глазами киевского письма. Сейчас по этому вековому лицу снизу вверх струились легкая копоть и свет лампочки. Лицо, казалось живет и дышит. Давно уже дедушка не верил... А в Николая Чудотворца верил. Да как же не верить в святого, помогающего человеку в его нелегком и опасном ремесле?..».

Образ милосердного помощника в нелегкой крестьянской жизни создал Сергей Есенин, неоднократно обращавшийся в своем творчестве к этому «крестьянскому» святому:

В шапке облачного скола,
В лапоточках, словно тень,
Ходит милостник Никола
Мимо сел и деревень...
Ходит странник по дорогам,
Где зовут его в беде,
И с земли гуторит с богом
В белой туче-бороде.
Говорит господь с престола,
Приоткрыв окно за рай:
«О мой верный раб Никола,
Обойди ты русский край;
Защити там в черных бедах
Скорбью вытерзанный люд,
Помолись с ним о победах
И за нищий их уют»...


Сохранилась история о том, что при Петре I один узник, осужденный на казнь, попросил отпустить его домой попрощаться с родными и поклялся именем святителя Николая вернуться. Глава Преображенского приказа Ромодановский, человек набожный, не осмелился отказать в такой просьбе. Осужденный возвратился. Об этом случае стало известно царю, и казнь была заменена ему службой в Сибири. Недаром многие чудеса, совершенные святителем Николаем, связаны именно с верностью клятве или обещанию, данным именем Николая.

В книге анализируется иконография святого Николая Чудотворца и дается классификация чудес.

Леонид Михайлович Шкаруба приводит интересную статистику соотношения храмов во имя святых или праздников в Николаевской губернии, где, оказывается, до 1917 года было 66 богородичных храмов, 31 храм и придел во имя святого Николая, 15 — во имя Александра Невского, 14 посвящены архангелу Михаилу, 11 — святым Петру и Павлу, 10 — Иисусу Христу. Кстати, в Киеве прославленному святителю было посвящено около 30 храмов, многие места были связаны с его именем: Никольская слободка, Николаевский спуск, Никольская улица, Николаевский цепной железнодорожный мост, Никольские ворота Печерского форта, Николаевская гавань (Цепной мост был взорван белополяками, Никольская улица переименована в улицу Мазепы, Николаевский спуск — в Днепровский...).

С именем святителя связано и множество примет, пословиц, поговорок. Никола зимний лошадь на двор загонит, а Никола вешний лошадь откормит. Егорий с теплом, а Никола — с кормом, с травой. До святого Николы не сей гречки, не стрижи овечки. До Николы крепись, хоть разопнись; с Николы живи, не тужи.

Особенно почитается святой Николай как покровитель путешествующих. В древнерусских городах нередко одну из крепостных башен называли Никольской: путник, выезжавший через эту башню, надеялся, что Николай поможет ему в пути. А места для храмов, посвященных Чудотворцу Николаю, выбирались при больших дорогах, на выездах из селений, на берегах рек, служивших главными путями сообщения.


altЖитие и чудеса Святителя и Чудотворца Николая. — М. : Московская Синодальная типография, 1903. — 72 с.

Книга состоит из трех разделов: Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, Слово о перенесении мощей святителя и чудотворца Николая, и чудеса святителя Николая, бывшие по кончине его.

В Слове о перенесении мощей святителя и чудотворца Николая говорится о том, что когда прибыли мощи святого Николая в Бари, мужи и жены, от мала до велика, вышли на улицу и приняли мощи с радостью и великой честью и положили их в церкви святого Иоанна Предтечи у моря. Многие чудеса творили здесь мощи святителя. Прибыли в воскресный день вечером и уже в понедельник утром исцелили 47 больных, одержимых различными недугами. Во вторник исцелились 22 больных, а в среду — 29. И еще другие чудеса во все дни творил святой Николай. Видя преславные его чудеса, люди создали великую и прекрасную церковь во имя преподобного отца нашего Николая, и сковали для мощей его раку серебряную позлащенную.


altaltЖитие Святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского // Жития Святых. Кн. 4. — Репр. изд. 1906 г. — М. : Введенская Оптина Пустынь, 1993. — С. 174 — 211.

Эта книга — репринтное издание напечатанного в 1906 году в Московской Синодальной типографии «Жития Святых», изложенных по руководству Святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. В то время это издание было рекомендовано Учебным комитетом при Святейшем Синоде для фундаментальных и ученических библиотек духовных семинарий и духовных мужских и женских училищ, а также Главным управлением военно-учебных заведений для приобретения в фундаментальные библиотеки военно-учебных заведений. В книге четвертой расписаны по дням жития святых, которые празднуются в декабре.

Образ святителя Николая можно встретить почти во всех православных русских домах. Именно ему мы молимся о помощи во всех трудных обстоятельствах своей жизни, ему рассказываем о самых заветных надеждах. Причина такого почитания проста — не заставляющая себя ждать, почти мгновенная помощь от Бога, посылаемая по молитвам Николы Угодника. Людям, хотя бы раз обращавшимся к нему с молитвой, это, безусловно, известно.

В Четьи-Минеи (книгах житий святых православной церкви) о Николае Угоднике сказано: «Многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая, и от потопления спасая, и из глубины морская на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечного посечения заступая, и от смерти свобождая, многим многая подале исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подале, и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть великаго чудотворца сего, – заключает описатель его жизни, – восток и запад и все концы земнии велят чудотворения его...».


altАкафист Святителю и Чудотворцу Николаю с житием. — К. : Кормчая, 2006. — 32 с.

Акафист (в переводе с греческого «неседальное пение») — это молитвословие, состоящее из 1-го кондака, который поётся, и из 12 кондаков и икосов (поровну), которые читаются. Таким образом, акафисты состоят из 25 отдельных песнопений: 13 кондаков и 12 икосов. Из них 1-й кондак и все икосы оканчиваются восклицанием «Радуйся», а 12 кондаков припевом «Аллилуйя». Происхождение слова «акафист» указывает на то, что означенные песнопения исполняются молящимися стоя.

Икос — это церковное песнопение, восхваляющее и прославляющее чествуемого святого и церковное событие. Икос образует составную часть утреннего канона, в котором помещается после 6-й песни. Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее: кондак — тема, а икос — развитие её. Посему икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один. Автором первых икосов был, согласно церковному преданию, св. Роман Сладкопевец.

В книге кроме акафиста, посвященного святителю Николаю, дается краткое изложение жития святого.


altaltШабельникова В. Покровитель бедняков и детей / В. Шабельникова // Будь здоров! — 2008. — № 12. — С. 82—86.

Есть такое пожелание людям, творящим добро: пусть левая рука не знает, что делает правая. Иначе говоря, сделал благое дело — и забудь про это. Но как достичь такой скромности? Для человека естественно ждать благодарности. Но оказывается, история бережно сохраняет имена тех, кто творил добро скрыто от других людей.

Символом такой анонимной доброты есть епископ Николай, к которому прочно прикрепилось слово «чудотворец». В статье автор описывает житие святого и рассказывает о том, как чтут память святителя Николая в турецком городе Демре (в античные времена носившего название Мира Ликийская), где установлены два памятника в честь епископа местной церкви, жившего в IV веке нашей эры. Возле церкви — Святой Николай, окруженный детьми. На центральной площади — Санта Клаус в ярко-красной курточке с колокольчиком в руке: именно так, по мнению местных жителей, выглядит одно из воплощений Святого Николая.


altaltСвятитель Микола, архієпископ Мірлікійський, Чудотворець // Позакласний час. — 2008. — № 11. — С. 127—131.

Постать Миколи Чудотворця (280-342), єпископа з грецького міста Міри у Лікії, є чи не найпопулярнішою серед українців. Зайдіть у будь-який храм, і ви побачите найбільший гурт людей перед іконою, на якій зображений Св. Микола. Українці з особливою пошаною ставляться до нього й найчастіше звертаються з молитвами. Бо саме він є швидким заступником в усіх бідах та скорботах, а образ його висить мало не в кожній українській хаті.

Прості люди кажуть: «немає за нас заступника над Миколу», «попроси Миколу і він скаже: Спасу». Його покровительство пригнічуваній невинності, рішуче заступництво за неправдиво засуджених і гнаних, швидка допомога у всіляких бідах і скрутах усім, хто його кличе, твердість у вірі й лагідність — усе це особливо близьке відкритому й сміливому, доброму і м'якосердному українському характерові.


altЧудеса святителя Миколи, здійснені ним після відходу у вічність // Позакласний час. — 2008. — № 11. — С. 131—132.

В статті розповідається декілька історій про чудеса святителя Миколи, здійснені ним вже після відходу у вічність.

Ось, наприклад, одна з таких історій. Один богобоязний киянин якось вирушив з дружиною та немовлям у Вишгород поклонитися мощам святих Бориса і Гліба  та іконі святого Миколи. На зворотньому шляху, коли вони пливли по Дніпру, дружина задрімала, немовля випало з ії рук і упало в воду. Яким же було горе бідних батьків! У невимовній скорботі, зі сльозами вони звернулися з полум'яною молитвою до святителя Миколи. І була почута молитва нещасних батьків. Тієї ночі перед вранішнім богослужінням паламар Києво-Софійського собору, підійшовши до церкви, раптом почув дитячий плач, що линув зсередини. Разом зі сторожем відчинивши двері, вони побачили перед іконою святого Миколи мокре немовля. Митрополит, дізнавшись про це, скликав православних християн до церкви та оприлюднив радісну новину. Прийшов до церкви і той киянин з дружиною. Узявши на руки врятоване дитя, батько й мати стали на коліна поряд ікони свого заступника.

Відтоді й прославився чудотворний образ святителя Миколи, названий Мокрим. Зараз його образ знаходиться у Києво-Софійському соборі.


altaltКурбатов В. На родине святителя Николая / В. Курбатов // Наука и религия. — 2010. — № 9. — С. 33—35.

В статье представлены главы из книги Валентина Курбатова «Наше небесное отечество», в которых рассказывается о паломничестве автора к местам, связанных с жизнью и служением святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца: «Горы все выше, автобус почти переламывается пополам — так круты ежеминутные повороты — роскошные бухты в островах — вон тот уже греческий — Милес, но мы едем всё дальше и оставляем его за собой. Сосны на камнях размеров в ладонь или от силы до колена, но им по сотне лет — тоже бьются за жизнь... Патара встречает гробницами и Триумфальной аркой времён Тиберия или Траяна, через которую проходили апостол Павел и дядюшка святителя Николая, заметивший в еще юном племяннике свет и целомудрие и поставивший его в пресвитеры... Каждый черепок под ногами, каждый обломок мрамора глядит сверстником святителя...».


Также рекомендуем электронные ресурсы:

Николай Чудотворец // http://www.nikola-ygodnik.narod.ru/

Святитель Николай Чудотворец // www.abc-people.com/shop/nicholas-chudotv.htm

Рассказы о святых. Николай Угодник // www.poeziaduh.com/index/rasskazy_o_svjatykh_nikolaj_ugodnik/0-156

Фильмы о Святом Николае // http://svtnicolaj.narod.ru/film.htm


Оригинал: www.youtube.com/watch?v=LfxvKjuTrcI
Цікава стаття? Поділися нею з іншими:


RSS-підписка

Підписка на публікації

Введіть ваш email:

Delivered by FeedBurner


Прозорро - публічні закупівлі

Я МАЮ ПРАВО!

Единая страна!
.