Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Краєзнавчий калейдоскоп - Краєзнавчий календар

12 августа — 100 лет назад был спущен на воду созданный в Николаеве минный заградитель «Краб» (1912г.)

В начале XX века в связи с широким внедрением в подводном кораблестроении классической системы движения — двигатель внутреннего сгорания для надводного хода и электромотор для движения под водой — подводные лодки стали обладать достаточной дальностью для действия в районах, удалённых от мест базирования, и достаточным временем нахождения в подводном положении для осуществления скрытной минной постановки.

Подводный минный заградитель «Краб» построен в Николаеве на заводе «Наваль» (ныне ЧСЗ) по проекту и под наблюдением инженера Михаила Петровича Налетова. «Первая мысль вооружить минами заграждения подводную лодку пришла мне в голову в день гибели (31 марта) броненосца «Петропавловск», взорвавшегося на японской мине, свидетелем чего я был. Взрыв двух японских броненосцев 22 мая на наших минах, поставленных у Порт-Артура, еще раз показал силу минного оружия и окончательно укрепил во мне мысль о необходимости создания нового типа боевого корабля — подводного минного заградителя», — писал М. П. Налетов.

И он решил строить подводный минный заградитель здесь же, в Порт-Артуре. Не получив поддержки у местного начальства, начал строить новый корабль на свои скромные сбережения. На помощь ему пришли офицеры и матросы с кораблей Тихоокеанской эскадры. Осенью 1904 года оригинальный корабль водоизмещением 25т, вооруженный четырьмя минами заграждения, удалось построить, спустить на воду и даже испытать на глубине 9м. Однако дни Порт-Артура были уже сочтены — японские войска вплотную подошли к крепости. В декабре, перед сдачей Порт-Артура, чтобы подводный заградитель не попал в руки врага, М. П. Налетов вынужден был разобрать и уничтожить его внутреннее оборудование, а корпус взорвать.

Неудача, постигшая первый минный заградитель, не обескуражила изобретателя. Он сразу же предложил начать во Владивостоке постройку подобной лодки большего водоизмещения по собственному проекту, но, как и прежде, не получил поддержки у местных властей.

Вернувшись в 1906 году в Петербург, Налетов в течение короткого срока детально разработал совершенно новый проект подводного минного заградителя водоизмещением 300т, а в следующем году создал еще два варианта этого же проекта для кораблей водоизмещением 450т и 470т. На основе последнего варианта, утвержденного Морским министерством, был создан окончательный проект заградителя водоизмещением около 500т. И вот в 1909 году в Николаеве на заводе «Наваль» состоялась закладка корпуса корабля нового типа, а 12 августа 1912 года он был спущен на воду.

В июне 1913г. начались заводские испытания «Краба», первое пробное погружение. Первым командиром «Краба» был назначен старший лейтенант А. А. Андреев. Во время приемных испытаний обнаружилась недостаточная устойчивость подводной лодки. Доработки были закончены осенью 1914г., а испытания только летом 1915.

Первый в истории подводного кораблестроения, минный заградитель успешно выполнял минные постановки в районе Босфора и Варны во время Первой мировой войны, в 1915-1916гг. Из-за несовершенства керосиновых двигателей и неполадок в конструкции заградитель в конце 1916 года поставили на капитальный ремонт, который так и не был завершен. Перед бегством из Севастополя в 1919 году английские интервенты затопили все находившиеся там русские подводные лодки, в том числе и «Краб».

В 1935 году водолазам ЭПРОНА (созданная в 1923 году Экспедиция подводных работ особого назначения) удалось поднять его с глубины 50м, и Налетов, живший тогда в Ленинграде, разработал проект восстановления и модернизации своего детища. Однако план его был признан нецелесообразным.


Литература:

Выборный П. М. Николаев : путеводитель / П. М. Выборный. — Одесса : Маяк, 1979. — С. 12.

Зубов Б. Н. Развитие кораблестроения на юге России / Б. Н. Зубов. —  Калининград : Кн. изд-во, 1990. — С. 338—343.

Історія. Етнографія. Культура. Нові дослідження : тези першої обласної наукової краєзнавчої конференціїї. — Миколаїв, 1995. — С. 118.

Крючков Ю. С. История Николаева: от основания до наших дней / Ю. С. Крючков. — Николаев : Возможности Киммерии, 1996. — С. 147.

Крючков Ю. Очерки истории Николаева : в 8 кн. Кн. 3./ Ю. Крючков. — Николаев : Степь-инфо, 2006. — С.107.

Крючков Ю. С. Очерки истории Николаева : хрестоматия / Ю. С. Крючков. — Николаев : Степь-инфо, 2002. — С. 74.

Кухар-Онишко Н. О. Історія Миколаєва : підручник для 5 класу загальноосвітньої школи / Н. О. Кухар-Онишко, О. В. Гриневич, Н. М. Гаркуша.  — Миколаїв : Можливості Кіммерії, 1999. — С. 70.

Лифанов В. Николаев 1789-1989. Страницы истории : справочник / В. Лифанов, В. Миющенко. — Одесса : Маяк, 1989. — С. 68.

Николаевцы : энциклопедический словарь. — Николаев : Возможности Киммерии, 1999. — С. 239.

Плясков Л. А. Наш черноморский. 1897-1987 / Л. А. Плясков, Л. М. Кучеренко. — М. : Мысль, 1989. — С. 28—29.

Умеренков А. Н. Корабелы живут над Бугом : очерк / А. Н. Умеренков. —  Одесса : Маяк, 1983. — С. 20.

Шкварець В. П. Історія рідного краю. Миколаївщина : навч. посіб. / В. П. Шкаврець, М. Ф. Мельник. — Миколаїв : Вид-во МДГУ ім. П. Могили ; Одеса : ТОВ ВіД, 2003. — С. 62.


Интернет ресурсы:

Н. А. Залесский. Первый в мире подводный минный заградитель «Краб» // Подводные лодки: история развития : сборник статей


Тип «Краб» // Энциклопедия отечественного подводного флота


Минный заградитель Краб // Иллюстрированный справочник по подводным лодкам всех стран-участниц Первой Мировой войны


Первый в мире подводный минный заградитель «КРАБ» (часть 1)


Первый в мире подводный минный заградитель «КРАБ» (часть 2)


И. Максимихин. Грозный «Краб» // Хобби Порт