Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
1 сентября в отделе искусств и краеведения открылась новая экспозиция из цикла «Вехи истории» украинской традиционной посуды под названием “Ніби часточка хати батьків”. Экспонаты предоставлены частными николаевскими коллекционерами: Савельевой Любовь Ивановной и Криницким Александром Сергеевичем.


Старинная украинская традиционная посуда... Что мы знаем о ней? Конечно же, мы знаем о ней все. Возможно, не сознательно, но на генетическом уровне, каждый изгиб глека, елементы в двойнятах, узор тарели, барило, чавуны нами воспринимаются, как что-то бесконечно родное и близкое — даже если мы уже позабыли эти для нас полуэкзотические слова. Посуда в Украине во все века была простой, практичной и «теплой», как родной дом. Мы не увидим утонченности китайского фарфора или резкости городской посуды, здесь присутствуют лишь гончарные изделия, глина, краски, глазурь и тепло, выраженное в цветах и формах. Эта старинная макитра вобрала в себя энергию предшествующих поколений, чтобы отдать ее следующим. Это наши корни.


На презентации экспозиции читателей и ребят из Николаевского профессионального лицея сферы услуг встретила разноцветная палитра красок, форм, стилей украинской традиционной посуды — от традиционных старых глиняных макитр и кринок до искусно украшенных изделий Петриковки, Опошни и Косова. Ребята совершили путешествие по известным центрам украинского традиционного гончарства, познакомились с традициями, особенностями, красотой посуды разных регионов Украины.


Петриковская роспись (пгт. Петриковка Днепропетровской обл.) — известный украинский бренд прикладной живописи с непременной калиной и дивными цветами на черном лаковом фоне. Петриковская роспись зародилась на побеленной стене украинской хаты-мазанки. Технология изготовления краски была проста и в тоже время уникальна — яичный желток, размешанный с соком. Естественно, такая краска недолговечна и раз в год или к праздникам приходилось перекрашивать. Но в негласном соревновании на лучшую роспись своей хаты уже недостаточно было просто перекрасить или нарисовать такой же узор — его обязательно нужно сделать еще более красивым, более эксклюзивным... Так, из любви простого народа к прекрасному, возник этот отдельный по методике исполнения и по истории развития вид изобразительного искусства — Петриковская роспись, которая в начале 19 века распространилась на предметы домашней утвари — посуду, столы, сундуки.


Пгт. Опошня (Полтавская область) — общепризнанная столица украинской керамики. Гончарство развивалось здесь на протяжении нескольких столетий. Исследования показали, что гончарное ремесло в этом районе появилось чуть ли не в XII веке, а может, и раньше. Гончарное ремесло чаще всего было потомственным занятием. Его секреты передавались от деда к отцу, от отца к сыну. К изготовлению изделий привлекались все члены семьи. Мужчины выполняли самые сложные и ответственные операции — работали за кругом, обжигали изделия. Женщины и дети замешивали глину, расписывали посуду, лепили игрушки. Чего только не делали гончары! Всевозможные горшки — двухведерные для «узвара» (компота), 4-6 литровые «борщевики», 2-3-литровые «кашники», крутобокие макитры для теста и солений, глечики для молока, банки — «слоики» — для варенья, «тыквы» для воды, «барыльця» для вина, горы расписанных затейливыми узорами «червонных» и белых мисок и кружек. Местную продукцию отличает не столько форма, сколько роспись, нанесенная смесью глины и естественных пигментов. По традиции жены мастеров расписывают горшки и кувшины изображениями цветов и животных, встречающихся в Полтавской области.


Становление гуцульской керамики происходило в 15-м веке и продолжает свое развитие до сих пор. Наиболее известной стала косовская керамика (Косов Ивано-Франковской области). Во многих поселках прикарпатского региона основным ремеслом было гончарство, это позволило местным мастерам приобрести свой особый уникальный стиль. Важной частью была гуцульская роспись. Множество сюжетов и красок, которые совмещала прикарпатская керамика в рисунках, те чувства, с которыми создавались изделия, вывели прикарпатскую керамику в высший эшелон мирового гончарного искусства. Наиболее распространенные гуцульские сувениры — настенные тарели (тарелки с зеленовато-коричневой росписью), пасхальные яйца, игрушки-свистульки, гуцульский кафель (настенная плитка с традиционной косовской росписью), который применялся в стилизации интерьера, и конечно — посуда.


Тарелки, чашки, кувшины, вазы, подносы, блюда и блюдца, горшки и горшочки, весело расположившиеся на вышитых украинских рушниках и салфетках — радуют глаз теплым традиционным колоритом и приглашают к щедрому украинскому столу. Ведь вся посуда, представленная в экспозиции — не музейная, а самая что ни на есть домашняя, кухонная, хранящая тепло и уют домашнего очага.


Книжная выставка “Невичерпність традицій: просимо до столу!” не только подробна рассказала о традиционной украинской посуде, но и познакомила ребят с традициями и блюдами украинской кухни. Приглашаем николаевцев в сентябре посетить нашу библиотеку (Большая Морская, 92) и познакомиться с экспозицией.