Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Цикл выставок “Литературные юбиляры — 2018”
К 190-летию со дня рождения Жюля Верна



«Все мы в той или иной мере дети Жюля Верна. Вполне возможно, что без него нам и в голову не пришло бы полететь на Луну»
Рэй Брэдбери



Феномен Жюля Верна заключается в его мощном влиянии на развитие мировой научной фантастики. Он изобрел новый тип романа — роман о науке и ее безграничных возможностях и нашел последователей во всех странах. Писатель открыл для литературы поэзию науки и научного творчества, довел до совершенства художественную форму приключенческого романа, обогатив его новым содержанием и подчинив научно-просветительской цели. Но главный секрет его творчества — это его талант романиста — мастера приключенческой интриги, который первым ввел в литературу нового положительного героя — бескорыстного ученого, воплощающего в себе черты человека будущего, готового во имя своей творческой мечты осуществить любой подвиг, пойти на любые жертвы. Вера Жюля Верна в возможности человека была безграничной: «Все то, что может представить себе человек, другие люди способны осуществить».


Жюль Верн мог быть членом географических, технических, физических, математических и многих других обществ. Он любил науку и разбирался в ней. В основе его произведений всегда лежал выверенный технический расчет. Ж. Верн часто целыми днями не выходил из библиотеки, у него была огромная картотека (включающая свыше 20 тысяч тетрадей), материал которой был почерпнут из книг самого различного научного содержания. Многие сведения он получал от своих друзей, среди которых были специалисты в разных областях знаний.

При жизни писателя его имя было окружено легендами, слухами и домыслами. Одни считали его профессиональным путешественником — капитаном Верном, другие утверждали, что он никогда не покидал свой рабочий кабинет и все свои книги писал с чужих слов, третьи, пораженные его необъятной творческой фантазией и многотомными описаниями далеких земель, доказывали, что «Жюль Верн» — это название географического общества, члены которого сообща сочиняют романы, выходящие под его именем.

Непреложные факты свидетельствуют: Жюль Верн — конкретный исторический человек, имеющих конкретных родителей и родившийся в конкретном месте. Жюль-Габриель Верн родился 8 февраля 1828 года в Нанте в семье юриста, человека солидного и консервативно настроенного. Живя у моря, Жюль не мог не увлечься им. Одиннадцатилетним мальчиком он нанялся юнгой на шхуну, отплывающую в Индию. Но уже в следующем порту его сняли с корабля и привезли домой к разъяренному отцу. Позже он признался: «Я, должно быть, родился моряком и теперь каждый день сожалею, что морская карьера не выпала на мою долю с детства».

По строгому предписанию отца Жюль должен был стать правоведом, и он им стал, окончив в Париже Школу права и получив диплом, но в адвокатскую контору отца он не вернулся, соблазненный более заманчивой перспективой — литературой и театром. Верна увлек Париж. Жюль, несмотря на полуголодное существование (отец не одобрял «богемы» и не помогал ему), с энтузиазмом осваивал выбранную стезю — писал комедии, водевили, драмы, либретто комических опер, некоторые из них ставились в театре.

В 1855 году он женился на Онорин Морель, молодой вдове с двумя дочерьми. Брак был удачен. Но Верн все еще находился в состоянии литературных попыток, ожиданий и предчувствий, все еще возлагая надежды на театр. Отец стал настаивать на том, чтобы он вернулся домой и занялся делом, на что Жюль Верн ответил: «Я не сомневаюсь в своем будущем. К тридцати пяти годам я займу в литературе прочное место». Прогноз оказался точным.

Жюлю Верну удалось опубликовать несколько морских и географических рассказов. Как начинающий литератор, он познакомился с Виктором Гюго и Александром Дюма, который стал ему покровительствовать. Человеком, направившим Верна в русло научной фантастики, был его друг Феликс Надар, фотограф, пионер воздухоплавания. В 1860 году Надар начал строительство огромного воздушного шара. Захваченный этим проектом, Жюль Верн написал историю полетов на воздушных шарах и аэронавигации. Но издатель Этцель объяснил ему, что, хотя рукопись и интересна, читателю не нужны инструкции, его занимают развлечения. Тогда Верн написал свой первый роман «Пять недель на воздушном шаре» (1862) — об исследователях Африки, путешествующих из Занзибара в Сенегал на громадном воздушном шаре. Во время своего путешествия они попадают в захватывающие переделки. Верну удалось создать формулу удачного романа — придумать невероятный сюжет, насытить его таким количеством фактов и реально действующих лиц, что он казался вполне правдоподобным. Это было произведение научной фантастики. Кстати, в нем Жюль Верн предсказал местонахождение истоков Нила, в то время еще не обнаруженных.

Первый роман имел такой успех, что издатель и автор заключили договор на двадцать лет. Жюль Верн обязался писать по два тома в год. Он выпускает шедевр за шедевром: «Путешествие к центру земли» (1864), «С Земли на Луну» (1865), «Путешествие капитана Гаттераса» (1865), «Дети капитана Гранта» (1868), «Вокруг Луны» (1870), «Двадцать тысяч лье под водой» (1870), «Вокруг света в восемьдесят дней» (1872), «Таинственный остров» (1875), «Мишель Строгов» (1876), «Пятнадцатилетний капитан» (1878), «Пятьсот миллионов Бегумы» (1879), «Летающий корабль» (1886) «Робур-завоеватель» (1886), «Север против Юга» (1887), «Плавучий остров» (1895), «Равнение на знамя» (1896), «Властелин мира» (1904)...

Эрудиция и работоспособность Жюля Верна были феноменальны. Его художественное пространство — весь земной шар с его океанами и континентами. Действие десяти романов Жюля Верна происходит в Европе, четырех — в Азии, семи — в Африке, трех — в Австралии, девяти — в Америке, трех — в Арктике и Антарктиде. Море, его поверхность и глубины — излюбленное место действия романов писателя. Читатели становятся свидетелями и участниками удивительных рейсов на дно Мирового океана, на поверхность утонувшей Атлантиды, экспедиции в Антарктику, открытия Южного полюса. Через иллюминаторы путешественники наблюдают обитателей морских глубин. С некоторыми из них приходится вступать в опасные поединки. А герои его некоторых произведений покидают пределы Земли, предвосхищая на столетие тематику современных научно-фантастических произведений.

Это пространство населено незаурядными людьми, среди которых — фанатики, одержимые идеей первооткрывательства (капитаны Гаттерас и Грант, доктор Самуэль Фергюссон, мизантроп Немо), благородные, мужественные моряки (пятнадцатилетние капитаны Дик Сэнд и Джон Мангл, Пенкроф), мрачные негодяи (Айртон, Негоро), чудаковатые ученые (географ Паганель, профессор Аронакс, энтомолог Бенедикт), верные слуги (Консель, Наб, Джо). Романы Жюля Верна — преимущественно «мужские», хотя порой он допускает в свои произведения и любовную историю («Дети капитана Гранта»).

Успех принес писателю материальное благополучие. В 1872 году в поисках большего уединения Жюль Верн навсегда покинул Париж и переселился в небольшой провинциальный Амьен. С этого времени вся его биография сводится к одному слову — работа. Он сам признавался: «У меня потребность работы. Работа — это моя жизненная функция. Когда я не работаю, то не ощущаю в себе никакой жизни». Жюль Верн находился за столом буквально от зари до зари — с пяти утра до восьми вечера. За день ему удавалось писать по полтора печатных листа, что равняется двадцати четырем книжным страницам.

Во время франко-прусской войны (1870-1871) Жюлю Верну пришлось стать своего рода офицером береговой пограничной службы. На собственной яхте он с несколькими ветеранами, вооруженными ржавыми ружьями, патрулировал устье Соммы. К счастью, стычек с немцами не случилось. Был, правда, один печальный эпизод, Гастон Верн, сын его обожаемого младшего брата Поля, сошел с ума и прострелил писателю ногу. Писатель стал хромать и уже не мог ходить в море на яхте. После всего случившегося Жюль Верн баллотировался в члены муниципального совета Амьена и победил. Относясь к работе очень добросовестно, Верн получал от нее неподдельное удовольствие, но упорно отказывался идти в большую политику.

С возрастом сказывалась усталость, усилилась тяга к провинциальной жизни обычного буржуа. По мере того, как из жизни один за другим уходили старые друзья, писатель все больше погружался в меланхолию. Его встретила суровая старость: почти полная утрата зрения и слуха, разгильдяйство сына Мишеля — представителя «золотой молодежи» того времени. Верн продолжал работать, надиктовывая свои романы внукам. К 77 годам его литературное наследие составляло 130 томов. Им написано 65 романов, 20 повестей и рассказов, 23 драматических произведения, 10 научно-популярных книг по географии.

24 марта 1905 года, на 78-м году жизни, Жюль Верн скончался от сахарного диабета. На его могиле установлен памятник с лаконичной надписью: «К бессмертию и вечной юности». После смерти писателя новые романы печатались еще шесть лет.

Жюль Верн был не только коллекционером и пропагандистом знаний — он был безудержным мечтателем, предвосхитившим многие технические достижения ХХ века. С поразительной точностью он прочертил траекторию полета человека на Луну, описав управление космической ракетой и спутником, хорошо объяснил принципы работы кондиционера, телефона, Интернета, устройства сигнализации. Он оставил немало загадочных строчек о лазерном оружии. Он удивительным образом смог подробно и точно рассказать о природе, быте и обычаях неизвестных народов, истории их земель, совершая путешествия на 100 и более лет вперед.

Циолковский свидетельствовал, что в юности Жюль Верн побудил в нем стремление к космическим полетам, Обручева он заразил страстью к исследованиям и путешествиям, Жуковский с благодарностью вспоминал его имя, «научным гением» называл Менделеев. Смелые герои его книг позвали пройти неизвестными тропинками и 28-летнего офицера А. Брусилова, открывшего ледяной материк Арктику.

Несколько страниц в судьбе Жюля Верна связано с Украиной. Хорошо известно о том, что исключительное право переводов «для русского читателя» он доверил своей современнице, украинской писательнице Марко Вовчок. Недавно открылись и новые факты биографии писателя. Оказалось, узнав, что в Карпатские горы упал метеорит, он, не колеблясь, выезжал на «свидание» с космическим странником.

Герои Жюля Верна побывали и в Северном Причерноморье! Пятерых героев своего романа «Упрямец Керабан», который вышел еще в 1883 году, писатель отправил в путешествие через Одессу, Коблево, Николаев, Херсон, Олешки.

Согласно сюжетной линии, богач Керабан, владелец торгового дома в Константинополе, не желая платить высокие пошлины за проезд через Босфор, решил отправиться по «прибрежным дорогам Причерноморья». В его путешествии приняли участие юный племянник Ахмет, партнер по бизнесу голландец Ван-Миттен и двое слуг — Бруно и Низоба. Из Одессы они выехали в дорожной карете, в которую впряглись свежие лошади, и сразу же отправились в Коблево.

Не задерживаясь в Коблево, иностранцы направили лошадей к Николаеву. Сам Верн его назвал «творение властного фаворита Екатерины II». Ехали долго, почти двенадцать часов. Ахмет, с нетерпением ожидая встречи с любимой девушкой, предложил своим спутникам ускорить передвижение, пересев на новый вид транспорта — «южную железную дорогу». Однако его неспокойный дядюшка и мысли не допускал, что из Николаева его дальше потащит эта «небокоптильня». Не сдерживаясь от негодования, он упрямо бурчал под нос о придуманных словах — каких-то «рельсах», «вагонах», «паровозах».

Кстати, первая николаевская железнодорожная ветка была открыта 20 августа 1873 года. Она через Знаменскую линию связала город со многими ветками и России, и всего мира. Удивительно, но об этом знал и француз Верн.

А герои романа, обмениваясь мыслями о своем необычном времени и техническом прогрессе, 28 августа прибыли в Николаев. На отдых в новом городе решили отвести три часа. Самым любознательным оказался 45-летний голландец Ван-Миттен. Несмотря на усталость в длинной дороге, новое поселение его заинтересовало. Вот и отправился он «пополнять знания и... осмотреть этот город Николаев, процветание которого явно умножалось за счет его соперника Херсона, и он даже угрожал заменить своим именем название губернии на географической карте», — писал великий Жюль Верн.

По статистике ЮНЕСКО, книги Жюля Верна занимают второе место по переводимости в мире, уступая лишь произведениям Агаты Кристи. Он создал новую форму фантазии, в которой очарование романтизма соединено с очарованием науки и техники. Он был превосходным фантастом, его книги и герои не стареют. И для молодого читателя, и для юного душой взрослого романы Жюля Верна не менее занимательны, чем раньше. Как флагманский корабль, Верн повел за собой целую «флотилию».




— Вы любите море, капитан?
Да, я люблю море! Море — это все! Оно покрывает собою семь десятых земного шара. Дыхание его чисто, животворно. В его безбрежной пустыне человек не чувствует себя одиноким, ибо вокруг себя он ощущает биение жизни. В лоне морей обитают невиданные, диковинные существа. Море — это вечное движение и любовь, вечная жизнь, как сказал один из ваших поэтов. И в самом деле, господин профессор, водная среда представляет для развития жизни исключительные преимущества. Тут представлены все три царства природы: минералы, растения, животные. Животное царство широко представляют четыре группы зоофитов, три класса членистых, пять классов моллюсков, три класса позвоночных, млекопитающих, пресмыкающихся и неисчислимые легионы рыб, отряды животных, которых насчитывают свыше тринадцати тысяч видов, из коих только одна десятая обитает в пресных водах. Море — обширный резервуар природы. Если можно так выразиться, морем началась жизнь земного шара, морем и окончится! Тут высший покой! Море не подвластно деспотам. На поверхности морей они могут еще чинить беззакония, вести войны, убивать себе подобных. Но на глубине тридцати футов под водою они бессильны, тут их могущество кончается! Ах, сударь, оставайтесь тут, живите в лоне морей! Тут, единственно тут, настоящая независимость! Тут нет тиранов! Тут я свободен!

«Двадцать тысяч лье под водой» Ж. Верн