Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

«Это нечто большее, чем просто мода, чем просто музыка, чем просто временное увлечение. Это — рождение нового стиля жизни».
Из статьи о «Битлз» в журнале «Пари-Матч»



Дорогие друзья!
В рамках комплексной библиотечной культурно-образовательной программы «Європейська світлиця» второе полугодие 2011 года было посвящено Сезону Великобритании. Английская культура многогранна и разнообразна. Известны и популярны во всем мире английские композиторы и музыканты: Стинг, Элтон Джон, «Deep Purple», «Rolling Stones», «Pink Floyd», «Depeche Mode» и многие другие, которые заняли первые места в истории музыки. Но, безусловно, лидирующее положение занимает «Beatles». Как легендарный Орфей оживлял своей музыкой камни, так простые парни из рабочего предместья Ливерпуля своей музыкой и песнями покорили сердца всех людей.


Битломания — особое состояние части мирового общества в 60–е годы и в начале 70–х годов ХХ столетия. Это — невероятное сумасшествие, охватившее в основном молодежь планеты, заставившее забыть обо всём, что не имеет отношения к знаменитой «ливерпульской четверке». Слушать «Битлз» — всё равно что букварь читать. С азбуки начинается язык. Прочитать Достоевского или Ницше, до что угодно, без предварительного изучения букваря никак нельзя. Музыкальная грамотность начинается с «Битлз». Каждый из нас хотя бы раз в жизни напевал про себя «Мишель» и танцевал под «Yesterday».

Как ливерпульской четверке удалось покорить сердца миллионов людей? Благодаря таланту, обаянию, умелому менеджменту или благоприятному сочетанию звезд, счастливому случаю, личному обаянию каждого? Секрет успеха «Битлз» пока не раскрыт, и вряд ли когда-нибудь это удастся сделать. Начиная с 2001 года, по решению ЮНЕСКО, 16 января отмечается как Всемирный день «Битлз». Дата выбрана неслучайно: именно 16 января 1957 года в Ливерпуле в клубе Cavern состоялся дебют битлов. Аарон Копланд, американский композитор: «Если люди захотят вспомнить идеи, мысли шестидесятых годов, наиграйте им музыку «Битлз».


Imagine / BEATLES

Imagine there's no heaven
It's easy if you try
No hell bellow us
Above us only sky
Imagine all the people
Livig for today...

Imagine there's no countries
It isn't hard to do
Nothing to kill or die for
And no religion too
Imagine all the people
Living life in peaсe...

Imagine no prossessions
I wonder if you can
No need for greed or hunger
A brotherhood of man
Imagine all the people
Sharing all the world...

You may say I'm a dreamer
But I'm not the only one
I hope someday you'll join us
And the world will be as one.



Багиров А. «Битлз» — любовь моя / А. Багиров. — Мн. : Парус ; Красико, 1993. — 206 с. : ил.

Издание представляет развернутую историю «Битлз» с фотографиями, подробными справочными материалами о дискографии, фильмографии и библиографии всех работ ливерпульской четверки, написанную их поклонником Алексеем Нураддиновичем Багир-Заде (Багировым).

В первом разделе автор дает биографии битлов с момента их рождения и до 1956 года — Джона Уинстона Леннона (ритм-гитара, вокал), Джеймса Пола Маккартни (бас-гитара, вокал), Джорджа Харрисона (соло-гитара, вокал), Ринго Старра (Ричарда Старки, ударные инструменты, вокал); рассказывает об их первых выступлениях и гастролях. С января 1961 по февраль 1962 года «Битлз» выступали в клубе «Кэверн» 292 раза. И если за свои первые выступления они получали 5 фунтов, то за последние уже 300. Джордж Харрисон: «Мы очень любили «Кэверн». Это была фантастика! Мы там всегда отождествляли себя с публикой. Мы никогда не повторялись, как это делали другие группы». Из «Кэверн-клаба» в Ливерпуле группа вышла с огромной энергией и «неотесанным» талантом. Музыкальные идеи буквально распирали их, но они не имели достаточно музыкальных знаний, чтобы талантливо воплотить их. Эту проблему со своим талантом аранжировщика помог им решить Джордж Мартин. Услышав их выступления в этом клубе, Брайан Эпстайн стал менеджером их группы. Композитор и издатель музыкальной литературы Дик Джеймс помог ливерпульцам выступить в столичной телевизионной музыкальной передаче под названием «Поздравляем с успехом!», которая транслировалась на всю Великобританию, а впоследствии стал музыкальным издателем всех песен «Битлз», доходы с которых делились между ним и авторами поровну.

С приходом в 1962 году в группу нового барабанщика Ринго Старра сложился окончательный состав группы. 11 сентября 1962 г. «Битлз» записали «Люби меня», «P.S. Я люблю тебя», которая 18 недель держалась на семнадцатом месте в Британском хит-параде, составленном журналом «Нью Мюзикл Экспресс».Записанный в ноябре второй сингл «Пожалуйста, обрадуй меня» с января 1963 года возглавил список лучших песен в хит-параде.

Вторая часть книги посвящена битломании. Брайан Эпстайн вспоминал позднее, что он ожидал успеха этой четверки, но и не предполагал, что успех будет таким стремительным, истеричным и драматичным. Хантер Дэвис в «Авторизированной биографии «Битлз» пишет: «Невозможно преувеличить битломанию, потому что она сама по себе — преувеличение. Для тех, кто не верит в это, влиятельнейшие газеты мира имеют среди своих материалов мили статей и фотографий, которые демонстрируют, что происходило тогда, когда «Битлз» спускались на их часть глобуса». 4 ноября 1963 года в Театре Принца Уэльского состоялось Роял Вэрайэти Шоу, где присутствовала и королева Елизавета ІІ, которая стоя аплодировала великолепной четверке. Росла битломания, и, как бы соревнуясь с ней, росло количество пластинок с песнями «Битлз». Огромные дивиденды стала получать английская казна за право использования слова «The Beatles» в качестве торговой марки. Увлекательны воспоминания современников о турне группы по США, где в 1964 году было продано на 50 млн долларов различных изделий, связанных с именем «Битлз». По телевидению продемонстрировали полотно художника Рошмора, на котором вместо Вашингтона, Джефферсона, Линкольна и Рузвельта были изображены битлы. В Канзас-Сити простыни, на которых спали битлы в одном из отелей, одни предприимчивые дельцы купили по 375 долларов за штуку, затем разрезали на 160 тысяч кусочков и продали по доллару за каждый.

Но популярность повернулась к ливерпульцам другой стороной медали. С 1966 года появилась и начала расти отчужденность и разобщенность между музыкантами. Пол Маккартни признавался: «Перед нами возникли и крупные личные разногласия, и разногласия в профессиональной и музыкальной областях». В 1970 году конфликтам между неразлучными битлами не было видно конца. А в апреле на прилавках музыкальных магазинов Великобритании появился сольный альбом Пола по названием «МакКартни», а во вложенном в него вкладыше с ответами музыканта на вопросы прессы в конце было написано: «Группа «Битлз» распалась». И подпись Пола.

Третья часть описывает творческие поиски, триумфы и провалы битлов в 1970-1980-е годы. И самым ужасным событием стало убийство Джона Леннона, который незадолго до смерти признался, что его удручает то, что все в мире осталось таким же, хотя он с друзьями мечтали что-то в нем изменить. Четвертая часть книги — это продолжение рассказа о жизни участников группы «Битлз», их соратников и близких людей в 80-90-е годы ХХ века.

В конце издания вы найдете указатель имен и названий и очень много интересных и подробных приложений: таблицы популярности синглов «Битлз» и их альбомов; дискографии синглов, миньонов, альбомов, изданных в Великобритании, Сша и Канаде, СССР; отдельные дискографии экс-битлов и даже дискографию пиратских альбомов группы; списки неиспользованных студийных песен группы, неиспользованных песен для отдельных альбомов; перечень участия членов группы в записях пластинок других исполнителей в качестве музыкантов, певцов, композиторов и продюсеров; библиография выступлений «Битлз» на британском радио, телевидении; перечень британских и зарубежных турне группы; фильмография; алфавитный список написанных группой «Битлз» песен; краткая хронология важнейших событий; адреса некоторых фан-клубов «Битлз».

Алфавитный список песен .pdf


Воробьева Т. История ансамбля «Битлз» / Т. Воробьева. — Ленинград : Музыка, 1990. — 284 с. : ил.

Предлагаемая книга является первой отечественной работой, посвященной истории всемирно известного ансамбля «Битлз». В книге, написанной живо и увлекательно, рассказывается о становлении, развитии и расцвете ансамбля, анализируются причины его распада. Подробно рассматривается последующий творческий путь каждого из участников ансамбля. Книга содержит много фотографий и будет интересна для самого широкого круга читателей.

Автор высказывает предположение, что причина популярности «Битлз» — не в их особом таланте, а в том, что музыканты сразу попали в хорошие руки профессионала Брайана Эпштейна — талантливого менеджера, тонкого ценителя искусства, умелого стратега. Но признает, что однозначного объяснения популярности группы не существует. Тамара Воробьева сразу предупреждает читателей книги, что в ней изложен только достоверный, сравнимый и сопоставимый материал. А ведь даже в изложенных самими битлами автобиографиях, а также в написанных их родственниками, друзьями и исследователями, много разночтений не только в оценках различных событий, но и в трактовке самих фактов. Автор приводит и сомнительные, не подтвержденные сведения, которыми обросла легендарная группа, но специально оговаривает их.

Все 4 участника группы «Битлз» были награждены орденами Британской империи (MBE — учрежден в 1917 году королем Георгом V, имеет 2 класса — военный и гражданский и 5 степеней), что вызвало большое возмущение в деловых, аристократических и политических кругах английского общества. Высший свет был шокирован: впервые в истории поп-музыканты получили ордена. Члены палаты лордов заявили, что это подрывает престиж MBE. Недовольны были и поклонники музыкантов, посчитав, что их обожаемые битлы продались богачам.

Четверка ливерпульцев понимала, что их считают носителями протеста молодежи, но сами они четко не представляли, против чего должны протестовать. Имидж, который они приобрели благодаря совокупным усилиям менеджеров и средств массовой информации превратился в монстра, который пожирал их и заставлял подчиняться ему, но он их больше не удовлетворял. Леннон как-то сказал в отчаянии: «Если бы у меня было много денег, я бы все бросил, носил бы бороду и всегда зачесывал волосы назад. И не терзал бы свое «Я», и не выставлял бы его напоказ».

«Битлз» — это крупный социально-культурный феномен. Они стали основоположниками, точнее — учредителями массовой музыкальной субкультуры молодежи, властителями дум нескольких поколений тинэйджеров, и не только, символом и знаменем молодежного движения протеста. Их влияние сказалось на образе жизни их времени и наложилось на многие области жизни общества. Закономерно поэтому, что их имена в 1965 году были внесены в Британскую энциклопедию. Подобно улыбке Чеширского Кота, которая появлялась раньше, чем приходил сам кот, слава ливерпульской четверки бежала впереди них и побеждала еще до прихода их песен. А песни «Битлз» не только выражали, но и делали эпоху.

История квартета далеко вышла за рамки крупного факта только музыкальной культуры, — прошедшие годы дали этому бесспорные доказательства. Это первая в истории музыки группа, ставшая единым целым, коллективным творцом. Временное удачное соединение музыкантов-исполнителей, музыкантов-композиторов, музыкантов-аранжировщиков и так далее случалось и раньше. Но соединение в рамках одного квартета исполнителей, композиторов, поэтов, аранжировщиков, режиссеров и актеров — ранее такого еще не было. Участники группы взаимно дополняли друг друга, взаимно друг друга усиливали, взаимно компенсировали недостатки и слабости. В этой группе не было, как в других, деления на солистов и остальных. Здесь все были равноправны, все были солистами, не формально, а по существу, по возможности, по реальному вкладу, по мере роста. Горько, но мудро сказал Джордж Харрисон в 80-е годы: «Как бы мы все эти годы, прошедшие после распада ансамбля, ни пытались доказать, что каждый из нас существует сам по себе, мы в сердцах наших поклонников все же прежние «Битлз». Мы не имели права отказываться от нашего прошлого».


Леннон С. Мой муж Джон / С. Леннон. — М. : КоЛибри, 2009. — 400 с. : ил.

Эта книга — трогательная, искренняя и глубоко личная история любви и разлуки, рассказанная обычной женщиной, которая, несмотря на все разочарования, бережно хранит в сердце память о своем муже Джоне.

В моей жизни есть места,
Что не забыть уж никогда.
Пусть изменилось что-то в них
Немного или навсегда.
По-прежнему перед глазами
Любимые подруги и друзья,
Одних уж нет, другие — с нами,
И не любить мне их нельзя...
(Из песни «Битлз» «В моей жизни»)


Джон Леннон, одна из величайших легенд ХХ столетия, когда-то был просто Джоном, веселым, нерадивым студентом и начинающим музыкантом без особых жизненных перспектив. Именно тогда, в конце 1950-х, он влюбился в свою сокурсницу по имени Синтия, ставшую впоследствии его женой и матерью его сына Джулиана. Их брак поначалу держался в секрете, потому что менеджер группы Брайан Эпстайн считал, что известие о женитьбе может повредить имиджу «Битлз» среди их поклонников. В течение 10 лет Синтия, для которой великие «Битлз» были и остаются просто ребятами, дарила Джону моральную поддержку, душевное тепло и безоговорочную преданность, как бы ни сотрясала весь мир и их семейную жизнь неистовая буря битломании. Но 1968 году он ушел к Йоко Оно. А Синтия Пауэлл Леннон на десятилетия была практически вычеркнута из истории Великолепной Четверки.

Через четверть века после смерти Джона Синтия решилась открыть миру правду об их взаимоотношениях, без которой портрет Леннона, по ее мнению, остается незавершенным: «Только мне известно, что на самом деле произошло между нами, почему мы были вместе, отчего расстались и какую цену мне пришлось заплатить за то, что я была женой Джона». Книга посвящена четвертому мужу Синтии Ноэлу и «сыну Джулиану и сестрам Джона Джулии и Джекки. Каждому из этих людей пришлось пройти через боль, неизменно сопровождавшую их по жизни как часть того бремени, которое возложено на них причастностью к легенде, чье имя — ЛЕННОН».

Джулиан Леннон: «Непросто расти, будучи сыном Джона Леннона. На протяжении всей своей жизни я только и слышал от подходивших ко мне людей: «Я любил твоего отца» или что-то в этом роде. У меня эти слова всегда вызывали смешанные чувства. Я знаю, что для миллионов людей отец был идолом, они росли, восхищаясь его песнями и идеалами. Но для меня он в первую очередь был не музыкантом или иконой, на которую молились борцы за мир. Он был моим отцом, которого я любил и который оставил меня и потом, с течением лет, продолжал от меня отдаляться... Отец был большим талантом, заметной личностью, он боролся за любовь и мир во всем мире. Но в то же время у него не получалось найти в себе силы или желание проявить эти самые мир и любовь в отношении своей первой семьи...». В порыве сентиментальности, а может быть, отцовской любви и нежности, Джон Леннон однажды сказал Джулиану: «Если со мной что-нибудь случится, посмотри на белое птичье перышко и знай, что я рядом и наблюдаю за тобой».


Мерль П. Джон и Йоко — неоконченная баллада / П. Мерль. — М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. — 352 с. : ил.

Джон Леннон и Йоко Оно — история встречи и любви этих двух ярчайших людей до сих пор остается одной из наиболее романтических тайн ХХ века, окутанных налетом мистики и порока. Что нашел он, возможно, самый великий из «Beatles», в типичной и, на первый взгляд, заурядной японке, и к тому же на 8 лет старше, чтобы ради нее бросить семью, друзей, сломать карьеру, находясь на самой ее вершине, и идти со своей избранницей рука об руку до самой смерти?

«Моя встреча с Йоко — это вроде того, как бывает, когда встретишь свою первую девушку, такую, что вдруг хочется послать подальше дружков из бара на углу, приятелей по бильярду, игровым автоматам или футбольному полю, где вы собирались, чтобы погонять мяч. Моя банда, как я ее называю, разлетелась вдребезги в тот самый момент, когда я увидел Йоко, хотя до меня это не сразу дошло. Что-то случилось, и это не зависело от меня. Вся беда в том, что парни, которых я имею в виду, были не просто дружками из кабака. Их звали «Битлз».

Йоко Оно — авангардный художник, певица и деятель искусства; родилась в Японии. Джон и Йоко занимались совместным творчеством. Йоко принимала участие в записи некоторых песен «Битлз» («Revolution 9», «Birthday», «The Continuing Story of Bungalow Bill»). В 1969 году Оно и Леннон создали группу, «Plastic Ono Band». В последующие несколько лет они совместно осуществили ряд авангардных проектов, весьма сомнительных по мнению критиков. Через два года после распада Beatles Леннон и Оно переехали в Нью-Йорк. Продолжительное время Ленноны находились на грани высылки из Соединенных Штатов в связи с обвинениями по делу о хранении наркотиков. Их сын Шон родился в день рождения Леннона, 9 октября 1975 года.В 1995 году выпущен совместный альбом Йоко Оно и Шона Леннона с его группой «Ima» под названием «Rising».

О Джоне Ленноне писали все: музыканты, случайные знакомые, политики, журналисты, бравшие у него интервью, любовницы. Самые заметные книги, посвященные Леннону, — авторизованная биография «Биттлз» Хантера Дэвиса, «Джон и Йоко. Неоконченная баллада» Пьера Мерля, «Вместе! Джон Леннон и его время» Джона Винера, биография работы Альберта Голдмана и книга Йоко Оно «Память о Джоне». Но ни одна из них не является объективной и не объясняет все перипетии и странности жизненного пути Джона Леннона.

«Неоконченная баллада» начинается с первой встречи уже известного музыканта и художницы-концептуалистки. Затем автор шаг за шагом описывает биографию Джона и параллельно ведет историю жизни Йоко. Потом историческая встреча описывается еще раз — и с этого момента повествование убыстряется и, в соответствии с заглавием книги, внезапно обрывается. Автор  критикует вдову за конверт ее альбома «Season of Glass» 1981 года, где были сфотографированы разбитые, окровавленные очки Джона в день его убийства, и обвиняет в том, что в ее пропаганде ленноновского творчества всегда была примесь корыстолюбия. Даже самые банальные трения, ссоры и бытовые проблемы французский литератор Пьер Мерль живописует с присущей жанру баллады значительностью, щедро используя исторический фон, примеры французской культуры (роман Франсуазы Саган, фильм Трюффо).

Как написал в 2001 году после выхода книги Пьера Мерля «Неоконченная баллада» литературный критик Алексей Филиппов: «Поклонники «Битлз» относятся к ней [Йоко Оно] с горячей неутихающей ненавистью. История любви, заставившей мужчину послать ко всем чертям жену, ребенка, любимую группу, родную страну, а в конечном счете и себя самого, еще не написана: Пьеру Мерлю она не удалась».


История рока в комиксах / С. Датфой, М. Седлер, Д. Феран, С. Берне. — М. : Редакционно-издательский центр «Ток», 1992. — С. 23—30.

Существует много определений комикса, все они в целом сводятся к тому, что комикс — это серия изображений, в которой рассказывается какая-либо история. Комикс — это единство повествования и визуального действия.

Комикс сформировался как газетный жанр в конце XIX – начале XX веков. Уже к середине XX в. эволюционировал до культового явления и полноправно признанного вида «нового» искусства. С 1980-х гг. наблюдается новая волна интереса к комиксу как способу выражения протеста или приёму эпатажа со стороны различных художников и творческих групп. Это волна политического искусства: на основе документальных и автобиографических материалов авторы этих комиксов рассказывают о спорных или плохо известных эпизодах глобальной, международной политики и истории. Такого рода арт-практика возникает на фоне недоверия со стороны гражданского общества к повсеместно растиражированной репортажной фотографии и телевидению, которые нередко прибегают к манипулированию визуальными образами с определенными целями. В ответ появляются иные типы рассказа о скрытом, замалчиваемом, но существующем опыте, например, в жанре репортажного (или другого типа) комикса.

Перед вами — увлекательный комикс про историю рока от 50-х до 90-х годов XX века, который переводился на несколько европейских языков. Тут вы найдёте интересную информацию про то, как развивалась культура рока в целом, откуда растут её корни. Забавные персонажи комикса перенесут вас во времени от Элвиса с Битлами до Боуи, диско и хэви-металл, панк рок, джаз, фолк, соул — и это далеко не все стили, затронутые в этом издании. Веселые комиксы, нарисованные французскими художниками, охватывают историю рока от Бинга Кросби и Фрэнка Синатра до Майкла Джексона и Мадонны. Комикс нарисовал известный комикс-художник Серж Дютфуа, также в создании произведения поучаствовали М. Садлер — текст, Д. Фаррран — «рокология». У Садлера есть ещё комикс о классической музыке, но с другим художником.


Вышли два русских переводных издания комикса: в 1992 году — издательство «Ток», твердый переплёт, тираж 100 тыс. экз. и в 1993 — «Студия-С», мягкая обложка, 10 тыс. экз. У «Студии-С» перевод лучше, а у «Ток» несколько раз в иллюстрациях попадаются слова, оставшиеся не переведёнными с оригинальной версии. Кстати, эти слова puszi (венгерск.) — «поцелуй», halála (венгерск.) — «смерть» — выдают, что оригиналом для «Тока» послужило венгерское издание Histoire du Rock en Bandes 1985 года (в русских переводах — «История рока в комиксах» и «История рока: энциклопедия в стиле «комикс»), просто потрясающее по тем временам. Следует отметить, что фамилию художника Дютфуа (Dutfoy) в «Токе» перевели как Датфой. Это раритетное издание времен прихода первой волны комиксов в Россию (1990-1992 года).

Сюжет комикса: группа кошек-журналистов из издательства «Кэт-рок ньюс» (Макс, фанатка Элвиса очаровательная Киска, интеллектуал Андрэ, любитель выпивки Рэймонд и случайно примкнувший к ним специалист по классической музыке мистер Птица) отправляется в прошлое, чтобы написать книгу о рок-музыке. Журналисты исследуют всю историю рока от Билла Хейли до середины 80-х. Отдельные главы посвящены Элвису, битлам и роллингам. В конце Рэймонд становится медиумом и видит будущее рок-музыки и прибытие инопланетян, кроме того среди действующих лиц — фея Муза, покровительствующая «Битлз». Здесь встречаются многие известные персоны и не имеющие отношение к музыке, например, Хрущёв, Кастро.

Это издание будет интересно как убеленным сединами фанатам рока, так и подросткам, поэтапно рассказанной его историей от зарождения до расцвета.


Дистер А. Эпоха рока / А. Дистер. — М. : АСТ ; Астрель, 2005. — С.134—137 : ил. — (Открытие).

Автор книги Ален Дистер, французский журналист и фотограф, родился в Лионе в 1941 году и большую часть своей творческой жизни посвятил рок-н-роллу. Дебютировав в Rock & Folk в феврале 1967 года, стал затем еженедельным обозревателем в Nouvel Observateur. Он опубликовал множество биографий музыкантов, его фотографии артистов выставлены в галереях и музеях всей Европы. Он работал в качестве продюсера в программе Les Enfants du rock на канале А2, активно сотрудничает с музыкальными программами France-Culture.

Это замечательно оформленное, оригинально иллюстрированное раритетными фотографиями издание удобного карманного формата. Автор описывает эпоху рока с августа 1945 года и появления на сцене Элвиса Пресли до 80-х годов прошлого столетия и популярности Майкла Джексона, Дэвида Боуи, групп Nirvana, Sex Pistols. В конце издания вы найдете дискографию, фильмографию, библиографию, список иллюстраций, алфавитный указатель исполнителей и групп.

В разделе, посвященном «Битлз», автор приводит интервью с Джоном Ленноном, записанное Йоко Оно: «... Все наше поколение в шестидесятые годы было посажено на один и тот же корабль, корабль, который плыл навстречу открытиям, навстречу новому миру. А Beatles находились в «вороньем гнезде» (на самом верху мачты)... Мы пожертвовали частью нашей молодости. Мы работали по 24 часа в сутки в то время, когда другие развлекались...».

Звезды тоже умирают, как и все люди. У звезд тоже бывают плохие времена, как и у обычных людей. Но поклонники будут помнить только лучшие моменты в жизни своих кумиров, будут помнить их хиты и их творчество — то, что сделало их легендами.

Содержание .pdf

Список иллюстраций, указатель .pdf


Хижняк И. А. Парадоксы рок-музыки: мифы и реальность / И. А. Хижняк. — К. : Молодь, 1989. — С. 96—131.

В данном издании предпринята попытка посмотреть на рок-музыку глазами историка. В книге кандидата исторических наук рассказывается об истоках возникновения и процесса развития рок-музыки в США и Англии, анализируются различные музыкальные направления: ритм-энд-блюз, кантри-энд-вестерн, госпел, соул, панк-рок, антирасистский и антивоенный рок и многие другие. Как отмечает автор, именно в рамках рока утверждается гражданская позиция, ведется постоянная борьба прогрессивных, демократических тенденций с различного рода стереотипами. Игорь Антонович попытался выявить тенденции, которые определяли специфику того или иного этапа развития рока; определить специфику американской и английской рок-музыки на примере отдельных рок-групп; дифференцировать, как рок проявляется в различных пластах культуры общества. При написании книги автор широко использовал американские, английские и западноевропейские источники информации.

Учитывая, что книга издана в 1989 году, в ней читатель еще найдет такие понятия-«пережитки», как буржуазная культура, противостояние Советского Союза и Запада и многие другие стереотипы и толкования того периода времени. Но несмотря на это, издание является ценным, так как содержит обобщенный и систематизированный богатый материал.

Перед читателем предстанут знаменитые и малоизвестные широкой общественности рок-исполнители: Элвис Пресли, Литтл Ричард, Поль Анка, «Бич бойз», «Манкиз», Джеймс Браун, Рей Чарльз Эрита Фрэнклин Вуди Гатри, Пит Сигер, Джоан Баез Боб Дилан Пол Саймон и Арт Гарфанкл, Томми Стил, Клифф Ричард, «Битлз» и «Роллинг Стоунз», «The Who», «Animals», Джимми Хендрикс, Элис Купер, «Doors», «Криденс Клиеруотер Ривайвл» и многие-многие другие.

На страницах, посвященных «Битлз», автор отмечает: «В поисках своего пути на вершину популярности рок-музыки «Битлз» сформировали свой стиль, возникший из смешения «горячей» основы рок-н-ролла в сочетании со специфическим ритмом твиста и госпела... Безусловно, новаторским был и мелодический склад песен битлов. Именно они впервые использовали позаимствованные из фольк-культурного пласта английские, шотландские саги в сочетании с неевропейскими ладами и интонациями, появившимися под влиянием ритм-энд-блюза и несколько позднее из-за увлечения учасников ансамбля индийской песенной культурой. В заслугу «Битлз» следует отнести и новое прочтение главной основы рока — ритм-энд-блюза, в который они привнесли не встречавшиеся ранее асимметрические мелодические построения».


Великие музыканты ХХ века / авт.-сост. : Д. Е. Сидорович. — М. : Мартин, 2003. — С. 31—40, 187—192, 208—214. — (Великие ХХ века).

Книга является не сухим, академическим исследованием, а научно-популярным изданием, сборником статей, в увлекательной манере рассказывающих о знаменитых музыкантах ХХ столетия. Динамичный и «всеядный» ХХ век стал перекрестком музыкальных традиций. На заре минувшего века жили и творили такие корифеи как Римский-Корсаков, Скрябин, Дебюсси. В середине столетия прогремели имена Прокофьева, Шостаковича, Бернстайна, Колтрейна. Во второй половине ХХ века произошла подлинная революция в музыке: несколько групп — «Битлз», «Ролиинг Стоунз», «Пинк Флойд», а в Советском Союзе «Машина времени», «Кино», «ДДТ» — своим творчеством активно повлияли на формирование мировоззрения нескольких поколений.

Учитывая справочный характер издания, группе «Битлз» выделено 10 страниц, но кроме этого 2 отдельных материала посвящено Джону Леннону и Полу Маккартни. Соответственно и заинтересовать оно может не поклонников творчества этой группы, а тех, кто хочет познакомиться с большим промежутком истории музыки в краткой форме, чтобы иметь общее представление. Статья сжато описывает основные вехи создания, творчества и распада группы (1957-1970 года) и периоды самостоятельного твочества двух ее участников.

«Никто из участников этого квартета не имел музыкального образования... Несмотря на это, именно «Битлз» дали мощнейший толчок развитию всей молодежной музыки ХХ века, выпустили 12 оригинальных альбомов, каждый из которых возносился на высшие позиции хит-парадов многих стран мира. Ливерпульскую четверку заслуженно называли «моцартами рок-музыки».

Содержание .pdf


Мусский И. А. 100 великих кумиров ХХ века / И. А. Мусский. — М. : Вече, 2007. — С. 375—381. — (100 великих).

Во все времена у всех народов были свои кумиры, которых обожали тысячи, а порой и миллионы людей. Перед ними преклонялись, стремились быть похожими на них, изучали биографии и жадно ловили все слухи и известия о знаменитостях. Научно-техническая революция ХХ века серьезно повлияла на формирование вкусов и предпочтений широкой публики. С увеличением тиражей газет и журналов, появлением кино, радио, телевидения, интернета любая информация стала доходить до людей гораздо быстрее и в большем объеме; выросли и возможности манипулирования общественным сознанием.

Подбор персоналий для данной книги отражает любопытную тенденцию: кумирами все чаще становятся не монархи, политики и полководцы, а спортсмены, путешественники, люди искусства и шоу-бизнеса, известные модельеры, иногда писатели и ученые. Книга о ста великих кумирах ХХ века — это не только и не столько сборник занимательных биографических новелл. Это прежде всего рассказы о том, как были “сотворены” кумиры новейшего времени, почему их жизнь привлекала пристальное внимание современников.

Вот что автор издания пишет о «Битлз»: «Бизнесмены стали разрабатывать эту «золотую жилу». Страна наводнилась товарами с рекламой «Битлз». Появились свитера для битломанов, куртки и пиджаки без воротников, платья для девушек с огромными портретами всех четырех музыкантов, парики «под Битлз». Необычайно возросло производство вельвета, поскольку у ливерпульской четверки были костюмы из этого материала. «Битлз» стали отращивать волосы — и молодежь перестала посещать парикмахерские. Подражая близорукому Леннону, тинейджеры одевали очки, даже если не нуждались в них. Когда в печати появилась фотография битлов, сидящих на корточках с индийским пророком Махеш Йоги, парни и девушки позабыли на некоторое время о назначении стульев... Четверо ливерпульских парней стали кумирами нации... «Мы не были чем-то самодовлеющим, имеющим самостоятельную ценность, вроде Моцарта или Баха. Мы были словно медиумы в спиритическом сеансе, которые ничто сами по себе, без человеческой коммуникабельности, без взаимного сцепления рук. Все дело было во времени, в людях, в юношеском энтузиазме. Быть может, мы и были каким-то флагом какого-то корабля, но главное заключалось в том, что корабль этот двигался. Быть может, мы и кричали «Земля!», но опять-таки главное было в движении и в том, что все мы находились в одной лодке», — вспоминал о тех днях Леннон».

Содержание .pdf


Музыка наших дней : современная энциклопедия Аванта+ / ред. Д. М. Володихин. — М. : Аванта плюс, 2002. — С. 38—43, 182—201.

Эпоху Возрождения считают золотым веком изобразительных искусств, XIX столетие — веком литературы, а ХХ столетие — веком музыки. Эти определения говорят не столько о популярности того или иного вида творчества, сколько о его способности точно выразить мироощущение эпохи, ее духовные устремления, надежды и иллюзии.

В книге представлен мир современной музыки во всем многообразии направлений, стилей и жанров: фольклор и творчество профессиональных композиторов, этнические мотивы и сложные эффекты электронного звучания. Авторы — известные музыканты, историки и публицисты, занимающиеся исследованием современной музыки. Издание рекомендовано Международным центром обучающих систем и международной кафедрой-сетью ЮНЕСКО/МЦОС в качестве учебного пособия в системах непрерывного образования для всех.

Книга включает 3 раздела. Первый раздел «История современной музыки» посвящен музыкальным направлениям, стилям и жанрам, получившим известность или возникшим в ХХ веке. Второй раздел «Музыканты» рассказывает о музыкантах и музыкальных коллективах, которые являются наиболее яркими представителями различных направлений современной музыки. К каждой статье этого раздела приложена дискография (указаны студийные альбомы). Последний раздел — «Современная музыка в России». Во всех разделах есть дополнительные тексты: очерки о музыкальных, культурных и общественных аспектах темы статьи и краткие комментарии с общими сведениями об исполнителях. В конце книги читатель найдет указатель имен на русском и английском языках со ссылками на страницы, и указатель терминов, который отсылает к странице, на которой наиболее подробно объясняется тот или иной специальный термин.

Одна из статей посвящена группе «Битлз» в целом, а также рассказывает отдельно о каждом из ее участников. В истории рок-музыки британская группа «Битлз» занимает особое положение. Некоторые поклонники и критики считают, что с их творчества начался отсчет ее существования. Но как отмечают авторы издания, это преувеличение, но признают, что именно «Битлз» совершили переворот, превратив развлекательную музыку в серьезное искусство. «Музыканты никогда не повторялись в своем творчестве, каждая их новая работа представляла собой шаг вперед по сравнению с предыдущей. При этом находки и эксперименты «Битлз» — будь то вокальное многоголосие, классические оркестровки, использование необычных инструментов, применение звуковых эффектов и т.д. — оказали значительное влияние на других исполнителей, во многом определив последующее развитие рок-музыки». Рассказывается в издании и о фильмах с участием «Битлз»: «Вечер трудного дня» (1964), «На помощь!» (1965), «Волшебное таинственное путешествие» (1967), самом удачном кинематографическом проекте —  полнометражном мультфильме «Желтая подводная лодка» (1968, режиссер — Джордж Даннинг, художник Хайнц Эйдельманн), документальном фильме «Пусть будет так» (снят в 1968 году, премьера — в 1970).

Книга адресована широкому кругу читателей — молодым людям, учащимся вузов, преподавателям, а также всем, кто интересуется музыкальным искусством.


Художня культура світу: європейський культурний регіон : навч. посіб. / Н. Є Миропольська, Е. В. Бєлкіна, Л. М. Масол, О. І. Оніщенко. — К. : Вища школа, 2001. — С.105—113.

Це видання — навчальний посібник для загальноосвітніх навчальних закладів України, підготовлений Інститутом проблем виховання Академії педагогічних наук України, в якому висвітлено найвизначніші явища художньої культури Європи (Греції, Італії, Франції, Іспанії, Великобританії, Німеччини, Нідерландів, Австрії, слов'янських країн) від античності до наших днів; розглянуто творчість видатних митців, чиї імена назавжди увійшли до культурної скарбниці людства.

Про значення групи “Бітлз” в розвитку світової культури говорить той факт, що про них розповідається в підручнику поруч з Бахом, Бетховеном, Шопеном. Як зазначають автори посібника, група набула найвищої популярності, виконуючи пісні в стилі “біг-біт” (форма музики, що виникла внаслідок поєднання рис джазу и блюзу). “Найпопулярнішу пісню-баладу Пола Маккартні “Вчора”, написану у 1965 році, протягом 10 років виконали 1186 різних співаків. Пісня “Мішель” мала 65 авторських версій. Вершиною досягнення тандема Леннон — Маккартні вважають пісню “День у житті”, у фіналі якої грає 41 оркестрант, а її вплив на людей критики порівнюють із впливом картини Рафаеля “Останній суд”.

Розповідаючи стисло про кожного учасника групи, автори акцентують увагу на окремих фактах. “Джон дуже ніжно ставився до своєї матері Джулії, яка рано пішла із життя, і яка свого часу купила синові гітару. Їй він присвятив одну із найкращих пісень “Джулія”, на її честь назвав старшого сина Джуліаном... Як і Джон Леннон, Пол співав у церковному хорі. Після успішного закінчення початкової школи Пол дуже добре навчався у найкращій престижній середній школі — так званому ліверпульському інституті. Батько мріяв про його наукову діяльність, проте юнак, дізнавшися про ці наміри, навмисно став погано вчитися. Коли Пол Маккартні вже здобув визнання, він почав серйозно вивчати класичну музику, брав уроки гри на фортепіано, опанував флейту, орган та інші інструменти... Джордж Харрісон музикою не цікавився, на відміну від батьків, які захоплювалися нею. Хлопчикові більше подобалися шоу — він ставив вистави з ляльками-маріонетками. Він добре вчився, хоча й нерідко спав на уроках від нудьги. Пізніше лідер “Бітлз” згадуватиме: “Ми запропонували Джорджу вступити до гурту, тому що він знав більше акордів, ніж ми”. Рінго Старр — сценічний псевдонім Річарда Старкі, старший іх бітлів. До складу “Бітлз” він приєднався вже тоді, коли гурт гастролював у Гамбурзі”.

«Останній концерт «Бітлз» відбувся 29 серпня 1966 року на стадіоні в Сан-Франциско. Після смерті менеджера і друга Брайана Епстайна група працювала тільки в студії звукозапису. Запис восьмого передостаннього альбому групи “Оркестр клубу самотніх сердець сержанта Пеппера” (1967) тривав 9 місяців... Альбом будувався з елементами театралізації, починався і завершувався піснею-аркою. Музику було записано на 2 чотиридоріжкових магнітофони, що випередило майбутні технічні досягнення звукозаписувальної індустрії. Останній альбом “Abbey Roa” вийшов у 1969 році. Він призначався для прослуховування тільки на стереоапаратурі. Остання пісня цього диску називається “Кінець” — заключний акорд в історії ансамблю “Бітлз”.


Лучшие зарубежные песни 60-70 годов. Золотая коллекция рок-н-ролла и диско. — Ростов н/Д : Феникс, 2002. — С. 21—26. — (Серия «Песни»).

В нотный сборник вошли лучшие песни золотой поры рок-н-ролла и диско, любимые и сегодня — молодыми людьми, которые могли слышать их еще в раннем детстве, и их родителями, которые танцевали и влюблялись под звуки песен «Иглз», «АББА», «Бони М», Элвиса Пресли, «Битлз», Чака Берри и других.

Умеющий музицировать и влюбленный в «Битлз», найдет здесь слова на английском и ноты для фортепиано и аккорды для гитары их двух песен: «A hard day's night» и «Yesterday».

Содержание .pdf



Лучшие песни «Битлз» / сост. В. Левин. — 4-е изд. — Ростов н/Д : Феникс, 2004. — 64 с. —  (Серия «Песни»).

В сборник включены наиболее известные песни популярной английской группы с нотным приложением (основная мелодия + аккорды). Издание адресовано поклонникам творчества «Битлз», а также учащимся музыкальных школ и студий.

Содержание .pdf

 

 

 

 

 

 

Битлз для двоих : для дуэта гитар / переложение В. Бровко. — СПб. : Композитор, 1996. — 36 с.

Этот сборник — для поклонников музыки великой ливерпульской четверки. В нем вы найдете переложения семи популярных песен «Битлз» для двух гитар. Для того чтобы сыграть эти песни, требуется совсем немного: знать основы нотной грамоты; иметь немного терпения; любить эту музыку; и, самое главное, чтобы вас было двое.

В этих переложениях сознательно не поставлены динамические оттенки, темповые обозначения и аппликатура. Предоставляется полная свобода выбора, ведь главное — получить удовольствие от творческого процесса. Все переложения сделаны в наиболее удобных для игры тональностях.

Содержание .pdf