Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Литературно-музыкальная композиция «Жизнь её — цветы и камни»


Программа

1. Вступление «Эпоха Анны Герман в эстрадном искусстве».

2. Биографическая палитра «Творческий путь певицы»:
2.1. От театра «Каламбур» до Международного фестиваля в Сопоте.
2.2. Анна Герман и Италия: страна, подарившая успех и признание, но почти забравшая жизнь.
2.3. Писатель и композитор.

3. Заключение «Эхо любви живет и сегодня».



Сценарий

1-й ведущий

Здравствуйте, ребята! Нашу встречу я хочу начать со стихотворения Александра Твардовского. Потому что каждая его строчка отражает  мягкий и одновременно мужественный характер, удивительный образ и трудную судьбу Анны Герман, польской певицы, памяти которой мы и посвящаем наш вечер.

(Демонстрируется портрет певицы и читается стихотворение на фоне звучащей «Осенней песни»)

Нет, жизнь меня не обделила,
Добром своим не обошла.
Всего с лихвой дано мне было
В дорогу — света и тепла…
И летних гроз, грибов и ягод,
Росистых троп в траве глухой,
Пастушьих радостей и тягот,
И слез над книгой дорогой.
И ранней горечи и боли,
И детской мстительной мечты,
И дней, не высиженных в школе,
И босоты и наготы.
Всего — и скудости унылой
В потемках отчего угла…

Нет, жизнь меня не обделила,
Добром своим не обошла…
…И столько в сердце поместила,
Что диву даться до поры,
Какие жесткие под силу
Ему ознобы и жары.
И что мне малые напасти
И незадачи на пути,
Когда я знаю это счастье
Не мимоходом жизнь пройти.
Не мимоездом, стороною
Ее увидеть без хлопот,
Но знать горбом и всей спиною
Ее крутой и жесткий пот…

2-й ведущий

Анна Герман… С этим именем связана целая эпоха в эстрадной песне. Чарующий голос ее завораживал: она не просто пела, а словно размышляла: о себе, о такой непростой жизни вокруг нас, о любви. И столько было в ее интонациях чистоты и мягкости, доверительной и доброй улыбки, что каждому в зале на концерте казалось, что она обращается только к нему. «Поет Анна Герман», — объявлял ведущий, и на эстраду поднималась высокая — 184 см, голубоглазая, золотоволосая женщина. И, будто ручеек, лился ее чистый голос. Услышав хоть раз, его было невозможно спутать с другим.

(Звучит песня «Весна»)

1-й ведущий

Мама Анны — Ирма Сименс — родилась на Кубани в немецко-голландской колонии протестантов, а отец — Ойген Герман — в немецком селе в Украине. После того, как молодая учительница немецкого языка и бухгалтер мукомольного завода поженились, они переехали в маленький городок в Узбекистане Ургенч. А 14 февраля 1936г. у них родилась дочь, Анна Герман. Но семейное счастье было недолгим: в 1938г. отца арестовали и осудили на 10 лет без права переписки. На долю Ирмы выпали бесконечные хождения по инстанциям и томительное ожидание ответов на запросы: «Нельзя. Не положено. Не значится». О том, что Ойген был расстрелян, Ирма узнала лишь спустя многие годы. В 1956г. он был реабилитирован посмертно. Именно от отца достался Анне музыкальный слух и талант: Ойген обладал чудесным голосом, играл на гармони, скрипке и даже арфе.

2-й ведущий

Война изменила ритм привычной жизни. В Ургенче появились пленные польские офицеры. Судьба свела одного из них — Германа Мартынса — с Ирмой. Он рассказывал маленькой Ане сказки, пел веселые песенки и обещал после победы забрать их с собой в Польшу. Вскоре Германа с другими польскими офицерами отправили под Рязань, где формировалась первая польская дивизия. До самого конца войны Ирма ждала от него известий, но только в августе 1945 узнала, что во время одного из сражений он пропал без вести. И она вместе с матерью и дочерью уезжает в Польшу, надеясь разыскать там Ойгена или хотя бы получить более точные сведения о его судьбе.

1-й ведущий

Разоренная послевоенная Польша: обугленная земля, лежащие в руинах города… Во Вроцлаве, куда они приехали, их ждали скитания по вокзалу и чужим углам сердобольных людей, нищета и голод. Наконец, Ирме удалось получить работу в прачечной и комнатку в общежитии. И только спустя 4 года ей сообщили, что Герман Мартынс погиб в 1943г. в Беларуси. Аня училась уже в 7 классе. Способная к языкам, замечательно рисовавшая, она получала хорошие оценки, имела много друзей и мечтала поступить в Высшую художественную школу. И семья решила остаться в Польше.

2-й ведущий

Аня часами бродила по Вроцлавскому историческому музею, рассматривая полотна польских художников. Она перечитывала книги о жизни и творчестве великих живописцев, рисовала знакомые лица и любимые места. И признавалась подругам: «Меня всегда привлекала живопись, скульптура, металлопластика, художественная керамика». Девушка подала документы в Высшую школу изящных искусств на отделение живописи. Профессор, рассматривая ее рисунки, заметил: «Ну что ж, для начала совсем недурно… Способности очевидны». Но радужное настроение и романтические мечты исчезли после разговора с матерью: «Тебе 17 лет, а у нас все еще нет своего угла. У тебя одно выходное платье, у нас нет ни сбережений, ни богатых родственников… Ты уверена, что сможешь сказать свое слово в живописи, что твои работы пробудят у людей интерес? Да ты только вспомни, сколько великих мастеров мучились всю жизнь в нищете и умерли в нищете! Признание-то приходило потом, уже после смерти…» И Анна прислушалась к совету мамы избрать более «конкретную» специальность, которая в будущем обеспечит твердый кусок хлеба. Забрав документы из Высшей школы, она поступает во Вроцлавский университет на геологический факультет.

1-й ведущий

В Польше в 50-е годы в каждом вузе существовал свой студенческий театр: с собственными репертуаром, авторами и исполнителями. Анну Герман пригласили в театр «Каламбур» при Вроцлавском университете. Это был театр поэзии и музыки.

(Демонстрируется фотография выступления А. Герман в театре «Каламбур» и звучит песня «Двое»)

Когда Ане было 6 лет, мама взяла ее на концерт известного пианиста. В отличие от других детей, которые хныкали, болтали, зевали, девочка весь концерт просидела как завороженная. После концерта она буквально бредила игрой на пианино. И Ирма договорилась со знакомой учительницей музыки об уроках. Занималась Аня старательно и самозабвенно. Позже, в интервью журналистам, она признавалась: «Пела я всегда охотно, когда бы и кто бы того ни пожелал: и на школьных, а позднее и на студенческих торжествах, и дома для гостей… Но никогда не думала я, что пение станет моей профессией. Я пела исключительно для собственного удовольствия…» На вечере, посвященном окончанию 4-го курса, Анна спела две свои песни на стихи Тувима. На вопрос однокурсников: «Где ты находишь время еще и песни сочинять?», она пожала плечами: «Нравится, вот и все. Мое хобби — музыка, песня».

2-й ведущий

К своему призванию, которое она считала хобби, Анна Герман шла длинными окольными путями. Порой задумываешься о жизненном пути многих замечательных людей, прославившихся в разных областях науки и искусства. Почти всегда около них были незаметные спутники, понимающие, что перед ними большой талант и что необходимо помочь ему не затеряться в суете серых будней. За свое подвижничество они не ждут наград, а делают то, что подсказывает им сердце. Вот и подружка Анны Янечка однажды без ее ведома отправилась в дирекцию Вроцлавской эстрады и требовала, просила, умоляла непременно послушать ее подругу. Замучив всех своей настырностью, выбила согласие и принялась уговаривать, убеждать саму Анну. Янечка буквально притянула упиравшуюся изо всех сил подругу на прослушивание. Не верившая в успех всей этой затеи, Анна спокойно стояла перед комиссией во главе с польским актером Яном Скомпски и без аккомпанемента легко пела народные песни и новейшие шлягеры. Она была растеряна и потрясена, когда Скомпски торжественно произнес: «Мы зачисляем вас в постоянный штат Вроцлавской эстрады… Концертов в месяц будет примерно 40, 100 злотых за концерт, значит, 4 тыс. злотых в месяц. Ездить будем много, репетировать тоже, так что не ждите сладкой жизни». Это действительно были большие деньги для юной девушки из бедной семьи. Да и при чем здесь деньги, когда случилось то, о чем она и мечтать не смела!

1-й ведущий

Жизнь провинциального актера — это беспрерывные поездки. Из Вроцлава они выезжали на маленьком допотопном автобусе и направлялись в какой-нибудь небольшой городок, где выступали в клубах и Домах отдыха. Между поездками и выступлениями Анна защитила диплом и формально подытожила 6 лет учебы в университете. Вскоре она получила предложение от хорошо известного тогда в творческих кругах Юлиана Кшивки поработать в Жешувской эстраде. О нем говорили не только как о превосходном актере и педагоге, но и как о «ловце талантов», умеющем точно определить, чего стоит артист и имеет ли он реальные перспективы. Когда Скомпски узнал о приглашении, то лишь развел руками: «Не смею задерживать. Значит, судьба: выходишь на орбиту». Сама Анна относилась к похвалам критически, страдая от своей музыкальной необразованности. Даже придумала себе прозвище – Митрофанушка, имея в виду героя пьесы Фонвизина «Недоросль». Она сожалела, что окончательное решение связать свою жизнь с пением, с музыкой пришло так поздно. Сдавать экзамены в консерваторию в 26 лет ей казалось смешным. Но вечерами она ходила на частные занятия к профессору консерватории Яниной и считала, что именно эти уроки помогли ей приблизиться к профессионализму.

2-й ведущий

Вместе с артистами Жешувской эстрады она едет на гастроли в Варшаву. Выступление Анны в музыкальном спектакле Кшивки «Рассвет над Африкой» было замечено критиками, и в газетах появились хвалебные отзывы о новой восходящей звезде Польши. Министерство культуры предоставило ей возможность поехать в Италию для учебы и предложило представлять Польшу на Международном фестивале эстрадной песни в Сопоте. Кроме радости это предложение пробудило в Анне и новые сомнения: «Со ступеньки на ступеньку – такое движение по творческому пути представляется мне и верным, и справедливым. Вначале надо проверить, есть ли у тебя что сказать зрителю, слушателю? И нужно ли ему это? Действительно ли твоя работа приносит тебе внутреннее удовлетворение, а не просто льстит самолюбию?»

1-й ведущий

На фестивале в Сопоте в 1963г. Анна с песней «Крик белых чаек» заняла 2-е место. А после оформления всех документов  отправилась в Италию, окрыленная счастливой возможностью брать уроки пения у непревзойденных итальянских мастеров. Но ожидания не оправдались: стипендии едва хватало заплатить за квартиру, а об уроках пения не могло быть и речи — как оказалось, за них тоже надо было платить. И в течение 2 месяцев Анна осматривала храмы, художественные галереи, гениальные творения зодчих. А по возвращении в Польшу снова все завертелось, закрутилось в привычном ритме: гастроли, переезды… И в каждом концерте обязательно звучала ее любимая песня «Танцующие Эвридики». Как говорила певица: «Мне просто повезло. Мелодия хорошо ложилась на мой голос; текст создавал легкий, будто акварельный образ…». Она спела  «Танцующие Эвридики» на фестивале в Ополе и заняла 1-е место. И благодаря своей настойчивости стала победительницей Сопотского фестиваля 1964 года, выступив с этой песней.

(Звучит песня «Танцующие Эвридики»)

2-й ведущий

Теперь ее песнями заканчивались сборные концерты, после каждого выступления ее еще несколько вызывали «на бис». Гастроли в Германии, запись на берлинском телевидении. Концерты в Москве и записи на радио. Здесь Анна знакомится с редактором студии грамзаписи «Мелодия» Анной Качалиной. Она оказалась тем музыкальным редактором, который очень точно сумел распознать сущность огромного музыкального дарования Анны Герман. Она помогла раскрыться ее таланту. Именно Качалина с тех пор подбирала для Анны песни на русском языке, тонко чувствуя ее возможности и настрой. В первую же их встречу она предложила ей записать пластинку. С этой встречи началось не только их деловое сотрудничество (было записано 4 диска-гиганта и множество пластинок-миньонов — всего 85 песен), но и крепкая дружба на долгие годы.

(Демонстрируется их совместная фотография)

Вместе с другими польскими артистами Анна Герман колесит по дорогам Германии и Чехословакии, Португалии и Австрии, Выступает в Англии и Франции, несколько раз посещает США. Но «каждый раз я стремилась в Польшу, домой, чтобы получить заряд энергии, любви, чтобы отогреться». В Польше она снимается в музыкальном фильме «Морские приключения», а также в фильме известного польского режиссера Анджея Вайды «Пейзаж после битвы».

(Демонстрируются фотографии на съемках фильмов)

Но все последующие предложения об участии в съемках она отвергает, считая, что дилетантке не место на съемочной площадке среди настоящих актеров.

1-й ведущий

Итальянская фирма грамзаписи предложила ей контракт на 3 года и Анна подписала его. Владелец фирмы — Пьетро Карриаджи — сразу дал ей понять, что она «ценный товар», на котором они будут зарабатывать деньги. И главное — реклама. «Где твои афиши, фотографии, пластинки, где они?», —  возмущался он. И ее фотографии замелькали на страницах прессы, ее песни зазвучали на итальянском радио. И бесконечные пресс-конференции, на которых журналисты обязательно спрашивали, как «леди из-за железного занавеса чувствует себя в свободном мире». «Довольно скоро я почувствовала себя как боксер на ринге, которому грозит неминуемый нокаут, а до конца раунда еще невероятно долго. Требовалось непрерывно отражать удары противника, то есть давать интервью на нескольких языках, не допускать возникновения напряженной атмосферы, когда речь заходила о политических проблемах, отвечать на глупые и провокационные вопросы шуткой. Шутка —  мое безотказное оружие, к которому я часто прибегала.» Она не могла дождаться, когда предстанет перед зрителями. И в разговорах с друзьями Анна смеялась: «Везет мне с Италией! Приезжала сюда учиться петь, а вместо этого расхаживала по музеям. Теперь приехала работать, а вместо этого отвечаю на дурацкие вопросы…».

(Демонстрируется фотография Анны Герман в Италии)

2-й ведущий

С огромным успехом прошел ее первый концерт, который транслировался по радио и телевидению. Но сказать, что Анна была поражена поведением публики — значит, ничего не сказать. А дело в том, что в Италии каждая исполняемая любимцем песня вызывает не просто овации, которые раздаются иногда в самый неподходящий момент, совершенно заглушая солиста, но, главное, громкие возгласы, восхищенные похвалы, сопровождаемые бурной жестикуляцией: «Ты великолепна! Ты несравненна! Мой победитель! Люблю тебя, обожаю! Умираю от восторга!». Ее узнают на улицах, у нее просят автографы. Вскоре она едет в Париж, где участвует в концерте, проходившем в знаменитой «Олимпии».

(Звучит песня «Ave Maria»)

Пьетро Карриаджи возлагает на Анну большие надежды и вносит полмиллиона лир за ее участие в фестивале эстрадной песни в Сан-Ремо. Тридцать соискателей награды, которая сделает победителя, а вместе с ним и его импресарио, авторов исполненной ним песни очень богатыми людьми. С ним подпишут контракт всемирно известные фирмы грамзаписи, теле- и радиокомпании, респектабельные импресарио, способные обеспечить лучшие концертные залы мира.

1-й ведущий

Искусство и деньги — как часто они оказываются крепко связанными жестокой конкуренцией и коммерцией, где нет места снисхождению и состраданию... Анна ехала на фестиваль и представляла себя то в образе гладиатора, обязанность которого, умирая, развлекать праздную публику, то казалась себе прачкой, от каторжного труда которой зависит жизнь ее детей, то даже загнанной лошадью, которую изо всех сил погоняет ее хозяин — Пьетро Карриаджи. А среди претендентов на премию были прославленные в то время Далида, Доменико Модуньо, «Сони и Шер». Анна не стала победителем фестиваля, но завоевала сердца зрителей, которые буквально завалили письмами телестудию с просьбой показать ее выступление еще раз. Да, Карриаджи не прогадал: посыпались приглашения участвовать в популярной телепередаче, записать собственный концерт на итальянском телевидении… И одновременно шла подготовка к фестивалю неаполитанской песни в Сорренто. Анна Герман попала в списке самых популярных певцов Италии, ей присуждают «Оскар симпатий».

2-й ведущий

Практически вся ее жизнь прошла в разъездах: сначала концерты в провинциальных польских городках, затем — зарубежные гастроли. А дома, в Польше, терпеливо ждал ее возвращений Збигнев Тухольский, скромный молодой инженер. Познакомились они случайно, на улице, еще когда она работала в Жешувской эстраде. С этой случайной встречи и начался их долгий, затянувшийся на 12 лет роман.

(Звучит песня «Случайность»)

Он стал чуть ли не членом их труппы: то поздно вечером, то ранним воскресным утром он, небритый и невыспавшийся, вылезал из запыленного автомобиля у очередной гостиницы очередного городка. Когда Анна стала ездить уже в зарубежные турне, она каждый вечер звонила ему: из Лондона и Нью-Йорка, Парижа и Вены. Их телефонный роман продолжался и все время ее пребывания в Италии.

1-й ведущий

Анна мечтала хоть недельку отдохнуть, никуда не торопиться. Она хотела, чтобы ее пожалели, посочувствовали ее кочевой жизни, ее трудной ежедневной каторжной работе. Збышек стал тем единственным человеком, который нашел для нее необидные слова жалости, от него исходило ощущение доброты и надежности. Когда он впервые решился сделать ей предложение, она растерялась: что она, вечная гастролерша, не знающая ни минуты покоя, могла ему дать? Они продолжали жить редкими встречами и телефонными разговорами. Но однажды она не позвонила…

2-й ведущий

Концерт в небольшом итальянском городке Форли закончился поздно вечером. Анна Герман и ее администратор Ренато мчались на его «фиате» по пустынной ночной дороге в Милан, когда машина потеряла управление. Их нашли под утро. Анну доставили в больницу с травмой позвоночника, переломами обеих ног и левой руки, сотрясением мозга и ушибами жизненно важных органов. Сама Анна спустя несколько лет свое состояние после автокатастрофы определила так: «Я получила возможность сделать перерыв в своей биографии». На третий день после автокатастрофы в Милан прилетели мама Анны и Збышек. Врачи ничего утешительного сказать не могли: «Наберитесь мужества. Состояние крайне тяжелое. Будьте готовы к худшему». Двенадцать мучительных дней и ночей просидела Ирма у постели дочери, которая все еще была без сознания. Она ждала и молилась Богу.

(Звучит песня «Гори, гори, моя звезда»)

1-й ведущий

Только на 13-й день Анна пришла в себя, но сознание вернулось к ней вместе с болью. Вопрос о жизни и смерти был окончательно решен в пользу жизни. Но какой, если она вообще не могла двигаться? «Со своей постели я видела лишь косматые ветви громадного хвойного дерева… Я целыми часами глядела в окно, ожидая, не сядет ли на ветку птица, представляла, какая шершавая на стволе кора, как пахнут тонкие длинные иглы…». В Ортопедическом институте Италии ей делают сложную операцию, очнувшись после которой она почувствовала себя как в каменном мешке: холодный гипс начинался у самых стоп и кончался у подбородка. Что ей оставалось? Улыбаться и болтать о пустяках, когда больше всего хотелось кричать от бессилия и неотступной боли, и шутить сквозь слезы: «Мне требовались основательные «сварочные работы».

2-й ведущий

Лечение в Италии стоило огромных денег и Анна покидает эту страну, подарившую прекрасные мгновения творчества и популярности и отнявшую взамен здоровье. Ее самолетом перевозят в Польшу, в Варшавскую ортопедическую клинику Медицинской академии. «Мой корабль стоит на якоре в родном порту, где меня не могут настигнуть штормы». Анна свыклась с неподвижностью, научилась жить надеждой и поняла, что нет большего счастья, чем просто жить, слушать шум дождя или пение птиц. Трудности жизни артиста теперь представлялись ей чуть ли не раем. К ней приходят полузабытые университетские друзья и артисты эстрады, с которыми она исколесила всю Польшу. Ей приносят письма и телеграммы со словами сочувствия и поддержки от коллективов предприятий и отдельных поклонников. Письма со всей Польши, Советского Союза, Италии…

1-й ведущий

Пять длинных месяцев пролежала Анна неподвижно на спине. Гипс сняли с грудной клетки, но еще дважды накладывали на плечо и нижнюю часть спины. Наконец весь этот панцирь сняли, но освобождение от гипса еще не означало, что Анна сможет двигаться. Еще в течение 5 месяцев все оставалось практически без изменений, если не считать тяжелых тренировок. Все еще было неясно, сможет ли она не то что ходить, а хотя бы сидеть. Были и проблемы с памятью: Анна после автокатастрофы не могла вспомнить слов ни одной своей песни. Прошло уже больше года, а петь она могла совсем недолго и очень тихо: «Я себя все лучше чувствую, только вот колено и руки заупрямились. Но пою, пою уже почти как прежде. Правда, сил не хватает, и после 2-3 песен я устаю как будто пол мыла. А ведь прежде я могла день и ночь петь», — писала она Качалиной. Но Анну Герман ждало еще одно испытание: врачи беспокоились по поводу появившейся опухоли на левой руке. Определили начальную форму рака кожи, необходима была операция. По сравнению с тем, что ей уже пришлось пережить, еще одна операция была пустяком. И вот наступил долгожданный день, когда можно было распрощаться с больницами. Надолго ли? Этого никто не знал. Ведь процесс выздоровления еще не был завершен.

2-й ведущий

Пока Анна болела, она получала сотни писем и добросовестно пыталась ответить на каждое. Как-то знакомый журналист посоветовал: «Вместо того, чтобы здесь вылеживаться, взяла бы да написала о себе! Интерес к тебе по-прежнему велик. Тебе, думаю, найдется о чем рассказать». Тогда она подумала, что книга и будет одним ответом для всех. Прошло немного времени, и она появилась. Назвала ее Анна «Вернись в Сорренто?..» Именно так, с вопросительным знаком: «В Италию я больше никогда не поеду… Когда мне снится Италия, я просыпаюсь в холодном поту», — говорила она друзьям.  Увидев свет, книга разошлась в течение нескольких дней.

(Присутствующим предлагается познакомиться с книгой А Герман)

1-й ведущий

Выйдя из больницы, в первый же день Анна молча просидела дома у пианино, как сидят с дорогим и близким человеком после долгой мучительной разлуки. Как-то она прочла стихотворения подруги Ирмы — Алиции Новак и уже через несколько недель написала к ним мелодии. Несколько песен, посвященных роковой судьбе детей, появившихся на свет в концлагере, составили «Освенцимскую ораторию». Вместе с другими песнями они вошли в пластинку под названием «Человеческая судьба». Ее тираж побил все рекорды и она была объявлена «золотой». Анна смеялась: «Ну вот, столько талантов открыла автомобильная катастрофа! Мало того, что стала писателем, теперь я еще и композитор!».

(Звучит песня «Быть может»)

2-й ведущий

Долгим был путь к выздоровлению: почти 2 года провела Анна в больницах, еще год училась ходить. Но она победила и теперь только с волнением ждала новую встречу с поклонниками. Для начала она соглашается выступить в сборной программе — попробовать себя. Приехала она задолго до начала концерта и почувствовала себя на вершине счастья: знакомый запах кулис кружил голову, предконцертная суета захватила её… Но выйти на сцену она так и не решилась: в последнюю минуту испугалась встречи со зрителями, испугалась, что вдруг собъётся, забудет слова или, ещё хуже, закружится голова и она упадёт. Только приехав уже на третий концерт, она смогла преодолеть психологический барьер.

(Читается стихотворение А.Ахматовой)

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утолить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет грудь рябины жёлто-красной,
Слагаю я весёлые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной…

1-й ведущий

Сколько раз ей в жизни довелось «ползти», пробиваться вперёд, не обращая внимания на ссадины, учиться на ошибках, подавлять страх. Она улыбалась всегда, но эта улыбка доставалась ей иногда просто нечеловеческими усилиями воли... Посыпались новые предложения. Её сольные концерты в Большом оперном театре в Варшаве назвали «двухнедельным праздником искусств».

(Демонстрируется фотография выступления А. Герман в Большом театре)

С Центральным ансамблем Войска Польского она отправилась в свои первые после болезни гастроли. В концертную программу вошли советские и польские военные песни. Некоторые импресарио предлагали ей по 3-4 концерта в день и соответствующую плату. Но Анна отвергала: «Деньги очень нужны. Но что поделаешь, по-настоящему я могу петь только один концерт в день. А петь вполсилы, обманывать людей я не могу, не имею права».

2-й ведущий

По приглашению Госконцерта СССР она едет на гастроли в Советский Союз, сомневаясь, хватит ли у неё сил выдержать 70 планируемых на 2 месяца концертов. Её первое выступление в Москве стало настоящим праздником. Любовь к певице, восхищение её талантом и мужеством, сострадание к её боли — все эти чувства смешались воедино в зрительном зале. Затем — множество концертов по всему Советскому Союзу. А сразу после возвращения в Москву она учавствует в съёмках «Голубого огонька» с песней «Надежда». Все 3 года, практически вычеркнутые из её жизни (и чисто человеческой, и творческой), её спутником была надежда — несмотря на приговор врачей, несмотря на страдания. Поэтому она стразу приняла песню «Надежда» как свою собственную, родную, удивительно соответствующую состоянию её души. В строчках Николая Добронравова, словно в капле воды, отразились именно переживания и надежды Анны Герман.

(Звучит песня «Надежда»)

1-й ведущий

В 1972 году Анна и Збышек поженились. Двенадцать лет они проверяли свои чувства и всё это время он был её верным рыцарем и преданным другом. Анна продолжает свою кочевую жизнь: гастроли в США, Англии, снова Советский Союз. И вот, в 38 лет, когда в это уже не верилось, оказалось, что впереди у неё — главная песня. Несмотря на искалеченное, изломанное и собранное практически заново тело, её, уже казалось недостижимая мечта, осуществилась: через 3 года после свадьбы родился сын — маленький Збышек.

(Демонстрируются фотографии Анны, её мужа и сына)

На 2 года Анна прекратила все гастроли, концерты и посвятила себя целиком своему сыну и семье. А потом — новые турне. Она записывает новые пластинки, снимается в телепрограмме «Встреча с Анной Герман». В Советском Союзе её приглашают выступить в заключительном концерте главной музыкальной программы года «Песня-77» с песней «Когда цвели сады». Она одна из всех участников спела дважды, на бис. Ей часто приходилось петь на «бис» песни, не предусмотренные программой концерта, без фонограммы: «Напряжение в такие моменты столь громадное, что я потом себя чувствую как шахтёр после 12 часов работы». А зрители попросту забыли, что они не просто на концерте, а на записи телепередачи и дали волю своим эмоциям.

(Звучит песня «Когда цвели сады»)

2-й ведущий

Режиссер Евгений Матвеев, задумав снимать вторую часть фильма «Судьба», искал музыкальный образ, соответсвующий настроению фильма: «В моём режиссёрском сознании звучал голос хрупкий, нежный, ласковый, который мог бы передать тончайшие ньюансы сложной любви. Это был голос Анны Герман.
Мы ещё не знали слов песни, не знали музыки. Знали лишь одно — её должна петь Анна Герман». И эту песню к фильму написали композитор Е. Птичкин и поэт Е. Рождественский. На студию грамзаписи «Мелодия» приехали композитор и режиссёр. Анна сняла туфли и пела, стоя босиком перед микрофоном. Когда она вышла из студии, ей бросилось в глаза изменившееся, осунувшееся лицо Матвеева и слёзы на его глазах: «Извините, не смог сдержаться. Спасибо Вам, Анечка, огромное!». 1977 год. Ещё не вышел на экраны фильм, ещё не было телевизионной передачи «Споёмте, друзья», где «Эхо любви» Анна Герман исполнила в дуэте со Львом Лещенко, а песня уже звучала на радио по просьбам слушателей ежедневно.

(Звучит песня «Эхо любви» и демонстрируется фотография исполнения песни в программе «Споёмте, друзья»)

1-й ведущий

Всё время возникали сложности в организации гастролей — у Анны не было постоянного оркестра, с музыкантами приходилось договариваться самой. Они часто подводили, тогда приходилось изворачиваться. Анна, по природе легкоранимый человек, болезненно воспринимала все шероховатости, подводные камни закулисного мира эстрады. Ей не раз предлагали переехать жить в Советский Союз, обещая звание народной артистки, записи новых пластинок и телепередач, квартиру и постоянный оркестр. В Советском Союзе её любили и ценили, а билет на концерт Анны Герман просто купить в кассе было невозможно. Люди приезжали из отдалённых уголков страны и готовы были переплачивать за билеты сколько угодно, лишь бы увидеть её на сцене, услышать её голос. Поклонники обожали свою любимицу, называли Анечкой, дарили цветы и посвящали ей стихи.

2-й ведущий

А Анна чувствовала себя всё хуже и хуже: постоянные головокружения, тошнота, слабость. Неожиданно распухла нога и так болела, что не помогали и самые сильные болеутоляющие средства. Врачи подозроевали тромб, предложили обследоваться, но она отказалась: «Ни в коем случае не поддаваться болезни! Может быть, слабость — результат бездействия? Надо как можно больше выступать. Концерты помогут вырваться из сдавливающего круга болезней…». Но куда уж больше? После автокатастрофы она и так столько всего успела сделать и каждый день боролась за песни, за зрителей, за свою жизнь. На одном из выступлений она под аплодисменты долго стояла, кланялась и не уходила со сцены: она не собиралась петь ещё раз на бис, просто боль в ноге казалась такой нестерпимой, что она боялась сделать шаг. Ей пришлось собрать в кулак всю свою волю: казалось, сцене нет конца и ей надо пройти не несколько десятков шагов до кулис, а сотни километров.

(Звучит песня «Последняя встреча»)

1-й ведущий

Ей всё-таки пришлось пройти обследование. Приглашённый специалист-онколог подтвердил, что неизлечимый недуг поражает её организм, и настаивал на немедленной операции. Анна пришла в ужас не столько от диагноза, сколько от перспективы снова оказаться в больнице. Но родные всё-таки уговорили её лечь на операцию, которых оказалось несколько. Но результат был неутешительный. Анна написала Качалиной: «Эх, Анечка милая, ты даже сама не знаешь, как много хорошего настроения мне дала твоя дружба. Анечка, мы уже до самого «финала» будем дружить, правда?». От боли смерть уже не казалась безжалостным врагом, а желанным избавлением от нечеловеческой боли... Умерла Анна Герман в Варшаве 26 августа 1982 года.

2-й ведущий

Смерть, не простившая Анне победы над собой, оставив свои зловещие метки, поразила её так коварно, что жизнь Анны, казалось, оборвалась как струна —  на полузвуке. Всепрощающая, мягкая, уступчивая, она бы и осталась такой в памяти знавших и любивших её, если бы не экстремальные обстоятельства, в которых проявилось всё то, что казалось несовместимым с образом «кроткой лани». Анна Герман прожила жизнь недолгую, трудную и блистательную. Сколько было нею выстрадано и пережито! Сколько было встреч и разлук, надежд и разочарований… Она успела всё и не успела ничего. У неё была слава, она стала душой поколения 70-х годов. Но всё, сделанное ею, лишь маленькая толика того, что она унесла с собой. Её душа таила в себе ещё столько неизмеримых возможностей. Она сумела навсегда остаться удивительно доверчивой, верящей людям и в людей, верящей в слово, искренность чувств, любовь и дружбу.

1-й ведущий

Нет с нами Анны Герман. Но осталась светлая память о чудесном человеке, красивой женщине и замечательной певице. И эта память, прежде всего, в её песнях, которые мы слушаем. И среди загорающихся звёзд на небе всегда будет сиять нежным согревающим светом её души звезда Анны Герман.

(Звучит песня «Эхо любви» и читается стихотворение О. Берггольц «Обещание»).

Вот я выбирала для разлуки
Самые печальные слова.
На прощанье многим жала руки,
С горя ни мертва и ни жива.
Только о тебе ещё не спела,
об единственном в моей судьбе;

Я словам глухим и неумелым
Не доверю песню о тебе…
Для кого ж ещё вернее слово
и прекрасней песня — для кого?
Сорок раз спою для прочих снова
И единожды для одного.


Использованная литература:

Герман А. Вернись в Сорренто?.. / А. Герман. — М. : Радуга, 1988. – 135 с.

Жигарев А. Анна Герман / А. Жигарев. — М. : Искусство, 1988. – 303 с. : 91 фотогр.

Козлова Т. Последними словами Анны Герман были: «Мне не трудно уйти…» / Т. Козлова, И. Ильичёв // Отдохни. — 2003. — № 15. — С. 36–38.

Малинин С. «Мы долгое эхо друг друга…» / С. Малинин // Домашнее чтение. — 2002. — № 5. — С. 2.


Звучат песни в исполнении Анны Герман:

«Ave Maria» — муз. И. С. Баха, сл. Ш. Гуно
«Быть может» — муз. А. Герман, сл. С. Р. Добровольского
«Весна» — муз. и сл. Л. Ивановой
«Гори, гори, моя звезда» — муз. П. Булахова, сл. В. Чуевского
«Двое» — муз. О. Фельцмана, сл. И. Шаферана
«Когда цвели сады» — муз. В. Шаинского, сл. М. Рябинина
«Надежда» — муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова
«Осенняя песня» — муз. П. Бояджиева, сл. В. Сергеева
«Последняя встреча» — муз. В. Левашова, сл. В. Крутецкого
«Случайность» — муз. А. Экимяна, сл. Е. Долматовского
«Танцующие эвридики» — муз. К. Гертнер, сл. А.Войцеховского, Е. Жеминецкой
«Эхо любви» — муз. Е. Птичкина, сл. Е. Рождественского


Рекомендуем Интернет-ресурсы:

http://www.annagerman.ru/


http://www.annagerman.senat.org/


http://ru.wikipedia.org/wiki/


http://muslib.ru/

 

http://sagedragonru.narod.ru/