Головна | Афіша | E-FreeLibrary | Каталог | Блог | Контакти
Головна Інформаційно-ресурсний центр Віртуальні виставки Последний классик Иван Бунин

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Інформаційно-ресурсний центр - Віртуальні виставки

Цикл выставок “Литературные юбиляры — 2020”
К 150-летию со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина


Иван Бунин стал художником ХХ столетия и прожил огромную творческую жизнь: первые его произведения были написаны, когда их автору не было и шестнадцати лет; смерть прервала работу 83-летнего Бунина над книгой о Чехове. Таким образом его творческая биография длилась без малого семьдесят лет!

Талант его, огромный, бесспорный, был оценен современниками по достоинству не сразу, зато потом, с годами, все более упрочивался, утверждался в сознании читающей публики. Его уподобляли «матовому серебру», язык именовали «парчевым», а беспощадный психологический анализ — «ледяной бритвой».

Родился он 10 октября (по старому стилю) 1870 года в Воронеже в обедневшей, затем окончательно разорившейся дворянской семье. Детство Бунина протекало  среди «моря хлебов, трав, цветов», «в глубочайшей полевой тишине» — на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Ваня рос необычайно впечатлительным, островосприимчивым мальчиком. Безраздельный любимец матери, ее баловень и фаворит, он был необыкновенно самоуверен, решителен и самостоятелен в своих действиях.


Осенью 1881 года Ваня поступил в первый класс гимназии в Ельце. Это средней руки провинциальное учебное заведение и его учителя не удовлетворяли юношу. Не окончив и четырех классов, Бунин покидает гимназию. Его образование заканчивается «на воле», в упорной самостоятельной работе. Ему помогал старший брат Юлий и домашний учитель Н. О. Ромашков.

В Бунине крепнет и ищет выхода незаурядное художественное дарование: «То, что я стал писателем, вышло как-то само собой, определилось так рано и незаметно, как это бывает у тех, кому что-нибудь «на роду написано». Он  пишет стихи и ведет дневник. Осенью 1886 года 16-летний юноша начал писать роман, озаглавленный «Увлечение», который закончил весной 1887 г. роман этот не был напечатан.

В 1889 г. Бунин получил приглашение сотрудничать в газете «Орловский вестник». Орловский период в жизни Бунина (1889-1892) был отмечен чрезвычайно тяжелым и скудно оплачиваемым трудом. «Я, брат, тут строчу — нет конца, да все передовицы», — сообщал он брату. Бунин печатал свои рассказы, стихи, литературно-критические статьи и заметки в постоянном разделе «Литература и печать». Он был нередко фактическим редактором газеты. Работа эта диктовалась исключительно материальными соображениями.

В конце августа 1892 года Бунин переехал в Полтаву к брату Юлию  Алексеевичу. Работал библиотекарем. Работа легкая, оставляющая достаточно времени для чтения, поездок по губернии со статистиками или путешествий.

Уехав из Полтавы, несколько лет молодой писатель вел беспокойный образ жизни, нигде не задерживаясь надолго. В январе 1894 года Бунин посетил в Москве Льва Толстого. Отголоски этики Толстого и ностальгия самого Бунина по дореформенным временам слышны в рассказах Бунина «Антоновские яблоки», «Эпитафия», «Новая дорога».

В 1985 г. Бунин впервые попал в Петербург, познакомился там с А. Чеховым, поэтами Бальмонтом и Брюсовым. Увидела свет первая книжка бунинской прозы «На краю света и другие рассказы» (1897). А потом Бунин замолчал на целых два года. Кое-что печатал из стихов, много переводил (Лонгфелло, Петрарку, Байрона, Мицкевича, Шевченко и др.) — «чужое было легче передавать».

За этот период Иван Алексеевич женился (1898) на Анне Цакни, но через два года разошелся с нею. От брака родился сын Коля, умерший от скарлатины пяти лет. Снова наступило одиночество, которое, однако, не мешало литературному труду. Зиму проводил в столице или деревне, иногда за границей, весной — на юг, летом опять в деревню.

В 1898 году в Москве вышел сборник стихов Бунина «Под открытым небом», упрочивший его известность. Восторженными отзывами был встречен сборник «Листопад» (1901), отмеченный вместе с переводом «Песни о Гайавате» Пушкинской премией Петербургской Академии наук в 1903 году и снискавшей Бунину славу «поэта русского пейзажа». Продолжением поэзии явилась лирическая проза начала века и путевые очерки («Тень птицы», 1908).

Не приемля символизм, Бунин входил в объединения неореалистов — товарищество «Знание» и московский литературный кружок «Среда», где читал чуть ли не все свои произведения, написанные до 1917 года.

«Высокий, стройный, с тонким, умным лицом, всегда хорошо и строго одетый, любивший хорошее общество и хорошую литературу, много читавший и думавший, очень наблюдательный и способный ко всему, за что брался, легко схватывавший суть всякого дела, настойчивый в работе и острый на язык, он врожденное свое дарование отгранил до высокой степени», — вспоминал о нем Телешов. Горький считал тогда Бунина «первым писателем на Руси». В издательстве «Знание» вышло собрание сочинений Бунина (1902-1909).

«С 1907 года жизнь со мной делит В. Н. Муромцева. С этих пор жажда странствовать и работать овладела мной с особенной силой», — сказал о себе Бунин в 1915 г. 37-летний Бунин обрел семейное счастье. Вера Николаевна — женщина умная, с самостоятельными взглядами на литературу и на жизнь — принесла ту атмосферу любви, скромного самоотвержения, в которой так хорошо и спокойно работалось Ивану Алексеевичу. Она была ему другом не только любящим, но и преданным, готовым собой жертвовать, во всем уступить. Вера Николаевна от замужества до конца дней Бунина жила его заботами, а после смерти Ивана Алексеевича написала книгу «Жизнь Бунина» (Париж, 1958). не зная иных привязанностей — детей не было — любовь женского сердца Вера Николаевна отдала мужу. Поистине она разделила все его переживания: светлые и горькие, в том числе — вызванные увлечением другой женщиной.

Для Бунина странствия начались со знакомства с Муромцевой. Вместе они совершили путешествие в Египет, Сирию, Палестину, Турцию, на Цейлон. Знакомство с чужими землями стало необходимым звеном творческого процесса. В 1909 году Бунину во второй раз присудили Пушкинскую премию, он стал почетным членом Российской Академии наук.

1910-е годы, по словам самого Бунина, это начало «целого ряда произведений, резко рисующих русскую душу, ее своеобразные сплетения, ее светлые и темные, но почти всегда трагические основы». В его произведениях 1910-х годов заключена суровая правда — разрушительно воздействие рабского труда на человеческую личность. Этот период увенчался целым рядом блестящих повестей и рассказов, открывающихся большим, обощающим полотном — повестью «Деревня».

Революционные события 1917 года Иван Бунин не принял. Соответственно своим представлениям он резко выступает против любых условий, сеющих зло, дающих право глупым, темным и нечестным властолюбцам, взрывающих разумные традиции народной жизни. С этой точки зрения он и расценил октябрьские события. Сама идея управления государством безграмотными людьми была для него неприемлемой. Он видел надвигающуюся стихию разрушения, душевного ожесточения, кровопролития, падения культуры.

Из революционного Петрограда, избегая «жуткой близости врага», Бунин уехал в Москву, а оттуда в мае 1918 года в Одессу, где написал дневник «Окаянные дни» — одно из самых яростных обличений революции и власти большевиков. «Испив чашу несказанных душевных страданий», 26 января 1920 года Бунины уехали в Константинополь, оттуда — в Болгарию и Сербию, в конце марта прибыли в Париж. Ивану Алексеевичу в эту пору шел пятьдесят второй год. Бунины были тепло приняты в среде писателей-эмигрантов. На первых порах они часто посещали Толстых, Куприных, принимали участие в литературных чтениях. Материальная жизнь тоже кое-как устроилась. Но внутренне бытие писателя по-прежнему было мучительным, если не трагическим.

В 1921 году в Париже вышел сборник рассказов И. Бунина «Господин из Сан-Франциско», вызвавший многочисленные положительные отклики во французской прессе.

Творчество 20-х гг. совмещает в себе разноисходные начала: восточные легенды, русские фольклорные мотивы, события отечественного прошлого, впечатления от прежних путешествий, наблюдения парижского настоящего. Таково тематическое разнообразие. Везде художник пишет о своем и по-своему.

В 1923 году Бунины переселились в Приморские Альпы, возвращались в Париж только на некоторые зимние месяцы. Писатель поселился на вилле «Бельведер», где прожил 22 года.

Природа Прованса напоминала Бунину Крым, который он очень любил. Там его навещал Рахманинов. Под бунинской крышей жили начинающие литераторы — он учил их литературному мастерству, критиковал написанное ими, излагал свои взгляды на литературу, историю, философию. В ближайшее литературное окружение Бунина входили Н. Тэффи, Б. Зайцев, М. Алданов. Напротив, антипатичны ему были З. Гиппиус, Д. Мережковский, М. Цветаева, а «имена Горького, Андреева, Блока, Брюсова порождали у него стихийный поток брани». С весны 1927 г. на «Бельведере» поселяется Г. Н. Кузнецова, а с осени — Л. Ф. Зуров.

С момента знакомства (лето 1926 г.) Бунина с Галиной Кузнецовой для него началась новая полоса жизни, приведшая к многолетним душевным страданиям. Драматизм и безысходность возникшего любовного «треугольника» очевидны. Никто не может достоверно определить, что пережил Бунин: он уничтожил свои дневники 1925-1927 гг. В конце 1933 года Кузнецова разрушила, по определению Бунина, «душевную близость» с ним. Потрясение было глубоким, может быть, так и не преодоленным.

Все эти годы Бунин много писал, чуть ли не ежегодно появлялись его новые книги. В 1921 году в Праге вышел сборник «Начальная любовь», в 1924 г. в Берлине — «Роза Иерихона», в 1925-м в Париже — «Митина любовь», там же в 1929 году — «Избранные стихи». В 1930 году Иван Алексеевич написал «Тень птицы» и завершил, пожалуй, самое значительное произведение периода эмиграции — роман «Жизнь Арсеньева».

Заслуги Бунина перед искусством были высоко оценены Европой. Его сочинения издавались во Франции, Германии, Англии, ими интересовались исследователи литературы многих европейских университетов. И вот в 1933 году Иван Алексеевич получил высшее признание — Нобелевскую премию. В официальном решении о присуждении Бунину премии говорится: «Решением Шведской академии от 9 ноября 1933 года Нобелевская премия по литературе за этот год присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер».

Возвратившись во Францию, Бунин чувствует себя неожиданно богатым и, не жалея, раздает «пособия» нищим эмигрантам, укрепляет финансовое положение различных обществ, вкладывает свои деньги в «беспроигрышное дело» и... теряет их навсегда.

С середины 30-х гг. Бунин как Нобелевский лауреат совершает поездки с чтением своих произведений в Бельгию, Прибалтику, Германию, Чехословакию, Итали, Югославию. Но, кроме этой просветительской миссии, таким образом писатель пытался поправить свои финансовые дела.

Начиная с 1934 года в Берлине издавалось новое собрание сочинений Бунина. И в 1936-м писатель по издательским делам отправился в Германию, где он впервые столкнулся с фашистскими порядками, которые потрясли его.

В 1937 году Бунин завершил философско-литературный трактат «Освобождение Толстого» — итог продолжительных размышлений на основе собственных впечатлений и свидетельств людей, близко знавших Толстого. Эта книга глубока по наблюдениям и оригинальна по форме. В ней открыто выражены благоговейные чувства самого Ивана Алексеевича перед кумиром, его творчеством, художественным мастерством.

До войны писатель жил тихой, сосредоточенной жизнью, редко выезжал, в основном по издательским делам. В 1940-м все круто изменилось: Франция вступила в войну, и пришлось бежать — сначала в Ниццу, затем — через Грас — в Ляфранц, потом опять в Грас. «Мы пять лет просидели в Грасе, пережили много всяких лишений, были под властью то итальянцев, то немцев — гестапо, которое долго разыскивало меня, что, однако, не помешало мне написать большую книгу рассказов». «Темные аллеи» были для Бунина в военные годы родником душевного подъема.  Сам автор считал произведения сборника «Темные аллеи», начатого и завершенного с 1937 по 1944 гг., своим высшим достижением. В первом составе этот сборник вышел в США в 1943 году. Затем Бунин пополнил его и издал в 1946-м в Париже.

Бунин неотступно следил за фронтом, отмечал на карте линию боев. Война, встреча русских «с той стороны», несомненно, укрепляли давнюю мечту: «Часто думаю о возвращении домой. Доживу ли? И что там встречу?» (апрель 1943). Писатель вышел из Союза русских писателей и журналистов в знак протеста против исключения из союза писателей-эмигрантов, принявших советское гражданство. От Бунина отвернулись многие его друзья. По Парижу ходили оскорбительные сплетни, писателя обвиняли в том, что он «перекинулся к большевикам». 77-летний Бунин болезненно переживал потери.

Советские власти уговаривали его вернуться на родину, но он так и не решился. Между тем наступило непростое для писателя время. Годы брали свое, а финансовое положение так же ухудшилось, как и здоровье. Иван Алексеевич начал подумывать о переезде в Америку. Во Франции было очень голодно, печататься негде... Но здоровье Бунина было уже в ужасном состоянии.

К 80-летию писателя были изданы «Воспоминания» Бунина о Рахманинове, Репине, Шаляпине, Куприне, Волошине, а также памфлеты — о Горьком, Маяковском, Толстом, Блоке. Книгу «О Чехове», изданную в Нью-Йорке в 1955 г., Бунину не удалось завершить. Его последний шедевр — стихотворение «Ночь» — датирован 1952 годом. В последней дневниковой записи Ивана Алексеевича стояло: «Это все-таки поразительно до столбняка! Через некоторое очень малое время меня не будет — и дела и судьбы всего, всего будут мне неизвестны! И я только тупо, умом стараюсь изумиться, устрашиться!»

Так он думал 2 мая 1953 года. Смерть наступила через шесть месяцев — 7 ноября. На его отпевание пришла масса людей. Он похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

У Бунина не было «слова без звука». Потому столь магически оно воздействует на завороженных его искусством читателей. И число их постоянно будет расти...


У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо...
Как бьётся сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
С своей уж ветхою котомкой!
    Иван Бунин

Цікава стаття? Поділися нею з іншими:


RSS-підписка

Підписка на публікації

Введіть ваш email:

Delivered by FeedBurner


Прозорро - публічні закупівлі

Я МАЮ ПРАВО!

Единая страна!
.