Головна | Афіша | E-FreeLibrary | Каталог | Блог | Контакти

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Храми Миколаївщини - м. Миколаїв

Православный собор — словно остров в бушующем море!
Измеренье иное — здесь жизнь замедляет свой бег
И, измерено вечностью, меньше становится горе,
И по ней же сверяет свой путь на земле человек!

Бойченко В.

За 220 лет своей истории г. Николаев во многом изменил свой внешний вид, но его старая часть все еще сохраняет неповторимый облик прошедших эпох. И главное место среди сохранившихся зданий, конечно же, занимают церкви. Собору Рождества Пресвятой Богородицы в этом году исполняется 210 лет. Рождественско — Богородичный кафедральный собор — главный храм Николаевской епархии, который находится на ул. Лягина, 10.


Кафедральный Собор Рождества Пресвятой Богородицы

В 1799 году была заложена, а в 1800 году была  построена однопрестольная каменная церковь во имя Рождества Богородицы за счет пожертвований российских купцов, поэтому ее еще называли «Старокупеческая». Строителем церкви был протоиерей Карп Павловский (1771-1832). Общая высота храма 38 метров. Храм имеет мощные стены из тесаного камня-ракушняка. Колонны изначально были позолочены. В 1828 году к главному в честь Рождества Пресвятой Богородицы пределу были достроены еще два предела. Левый был освящен в честь святых царей Константина и Елены, а правый - в честь святителя Митрофана епископа Воронежского. В этом же году церковь получила статус Собора. В 1835 году, когда возник вопрос о названии улицы, на которой находится Собор, Г.Г. Автономов предоставил на утверждение адмиралу М.П. Лазареву проект, в котором эта улица получила название Рождественской в честь Собора Рождественско-Богородичного.

В справочной книге Херсонской епархии за 1906 год сохранились интересные сведения: оказывается, капитал Собора составлял 32 тыс. рублей, а в штате (по церковному — причет) числилось 6 человек - 3 священника и 3 дьякона. При этом четверо из них имели церковные награды в виде наперстных крестов, скуфей (головных уборов), а дьякон Кассиан Тимофеевич Яровенко в 1904 году был награжден серебряной медалью «За усердие». Настоятелем храма долгие годы был протоиерей Курлов Александр Николаевич. Именно он, в декабре 1913 года, освящал здание открытого в городе природно-археологического музея.

Собор Рождества Богородицы был настоящим центром просвещения для простых людей: от детей до пожилых горожан. Была открыта Воскресная школа, которая давала возможность постигать основы грамматики, арифметики или Закона Божьего.

В 1870 году была построена колокольня, и в Москве отлили колокол весом 513 пудов 35 фунтов (около 8 тонн). Когда колокол подняли наверх и звуки разнеслись далеко по улицам Николаева, стало ясно, этот Собор действительно строили на века.

Но, к сожалению, история распорядилась иначе. Начавшаяся в 20-е годы XX века кампания по закрытию церквей не пощадила и наш Собор. Сначала были сняты и отправлены на переплавку колокола, после уничтожили колокольню. А с 1937 года здесь разместился гарнизонный дом Красной Армии, получивший после войны название гарнизонного Дома офицеров. Претерпел Собор и разрушения изнутри. Иконы, оклады, паникадило и другие церковные предметы уничтожены, фрески забелены, само здание, вмещавшее до 2 тыс. прихожан разделили перегородками. И только в 1992 году собор Рождества Пресвятой Богородицы возвращен верующим. И в этом же году образована Николаевская епархия, согласно решению Священного Синода Украинской Православной Церкви, которая включает в себя все приходы Николаевской области.

В начале реставрационных работ на Соборе восстановили главный купол, на котором 7 марта 1997 года был установлен позолоченный крест. Затем начались капитальные работы по восстановлению колокольни. В канун Рождества Господня 2000 года горожане стали свидетелями большого события: на колокольню собора водрузили крест высотой три с половиной метра и весом 340 кг. Его сделали умельцы завода им. 61 Коммунара, а золотили мастера из Почаева.

И несмотря на то, что Николаевская епархия одна из самых молодых, духовенство ее  активно несет свой подвиг пастырского попечительства, проводит проповедническую и катехизическую деятельность.

Сегодня Собор является главным кафедральным собором Николаевской епархии. (Статус Собора присваивается главному храму города, в котором имеется епископская кафедра). В кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы часто служит правящий архиерей митрополит Николаевский и Вознесенский Питирим (в миру — Николай Петрович Старинский). 22 июля 1993 года он был назначен епископом Николаевским и Вознесенским, 23 ноября 2000 года возведен в сан архиепископа. 27 июля 2009 года возведен в сан митрополита. Трудно перечислить все его труды и дела на посту управляющего Николаевской епархией. На сегодняшний день при Николаевской епархии действуют 277 парафий, которые охватывают все 19 районов области. Действуют два монастыря, которые являются не только духовной обителью для верующих, но и национальными архитектурными памятниками, вобрав в себя лучшие традиции древнерусской культуры и став ценными жемчужинами южного края.

Работает 52 воскресные школы для детей, функционирует 56 православных библиотек с общим фондом — более 22 тыс. книг. При епархии работает духовное училище, ректором которого является митрополит Питирим. Летом действуют летние детско-юношеские православные лагеря - в Рыбаковке и Покровке на Кинбурнской косе, где молодежь не только отдыхает и духовно просвещается, но и помогает в восстановлении Свято-Покровской церкви, заложенной еще А.В. Суворовым. Несколько лет действует православный центр, где проводятся духовные беседы и осуществляется просмотр духовных видеофильмов. Действует паломнический центр, организующий паломнические поездки по святым местам.

Заботами и трудами митрополита Питирима восстанавливаются разрушенные храмы Николаевской области, ведутся ремонтно-реставрационные работы.

В начале 2010 года, за выдающийся личный вклад в возрождение храмов, укрепление духовности, единения городской общины владыке Питириму присвоено звание «Человек года — 2009».

Признание его победителем этой программы - еще одно бесспорное свидетельство возрождения духовности нашего города.  Николаевцы действительно ценят его усилия и признают бесспорным духовным авторитетом для людей, живущих в городе, который наречен в честь святого Николая Чудотворца.

 

sobor_1 sobor_5 sobor_6 sobor_10 sobor_2 sobor_3 sobor_4 sobor_7 sobor_8 sobor_9 sobor_11 sobor_12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

Владыка Питирим — «Человек года» // Новая николаевская газета. — 2010. — № 6. — С. 1.


Николаевцы: энциклопедический словарь (2000 песоналий, 1500 портретов и иллюстраций). — Николаев : Возможности Киммерии, 1999. — С. 263.


Губская Т. Н. Протоиерей Анатолий Коточанский : исторический труд о храме Рождества Пресвятой Богородицы // Т. Н. Губская. Военное духовенство и священники Николаева. Исторические очерки. — Николаев : Издательство Ирины Гудым, 2006. — С. 63—70.


Пучков В. Чтобы сделать людей лучше: Человек года — 2009 // Вечерний Николаев. — 2010. — № 24-25. — С. 1, 3.


«Человеком года» в Николаеве стал митрополит Питирим // Николаевские новости. — 2010. — № 20. — С. 1.


«Человеком года» в Николаеве признан Владыка Питирим // Вечерний Николаев. — 2010. — № 18. — С. 1, 3.

 

Святыни собора Рождества Пресвятой Богородицы

 

2 июня — день обретения и прославления мощей Васильевских мучеников: иерея Сергия Штенко, старосты храма Прохора Бунчука и попечителя Кирилла Приймака.

Отец Сергий
служил в Святохристорождественской церкви с. Васильевки Снигиревского района.  Проживал со своей семьей в церковном доме, где сегодня находится детский сад с. Васильевки. Рядом с домом был разбит большой сад, в котором батюшка всегда трудился сам. Люди помнят его строгим и требовательным в делах веры и порядка. Отца Сергия любили и понимали как доброго пастыря и учителя.


Прохор Бунчук жил в селе Павловка, которое чуть больше километра от Васильевки. Был уважаемым человеком среди односельчан. Его жена Анастасия дважды была на поклонении святыням в Иерусалиме. Супруги Бунчуки, как вспоминают старожилы с. Павловки, были всецело преданы церкви.


Кирилл Приймак — ревносный служитель, попечитель при церкви Рождества Христова. Жена Кирилла, Мирония, будучи благочестивой христианкой, всегда поддерживала своего мужа в церковном деянии. Он же всегда был занят и церковными, и домашними делами. Боялся праздности и всегда говорил: «Бог любит труждающихся».

Отец Сергий, Прохор Бунчук и Кирилл Приймак были сподвижниками не только в земном церковном служении, но и в страстотерпческой кончине.

О событиях тех трагических дней (по свидетельству дочери Кирилла Приймака Пелагии (Полины) дело было на пасхальной Седмице 1922 г.) мы можем говорить из свидетельств старожилов окрестных сел и немногих архивных материалов, находящихся в Государственных архивах Николаевской и Херсонской областей.
    
Для исполнения указания по изъятию церковного имущества неоднократно приезжал в Васильевку уполномоченный Егоров. Особенно он требовал предоставить золотой крест и золотую чашу. Люди и церковный староста Прохор Бунчук уверяли его, что в церкви нет никакого золота, и что они не допустят осквернения храма. Твердость церковных активистов раздражала Егорова...
    
Ночью вооруженные красноармейцы арестовали попечителя церкви Кирилла Приймака, отца Сергия и Прохора Бунчука с сыном Никитой.
    
Чекисты глумились над своими жертвами, захлебываясь бранью. Священник призывал их остепениться, но все было тщетно. О. Сергий начал молиться,что еще сильней озлобило красноармейцев. Разъяренные охранники набросились на священника и, вытащив сабли, принялись рубить ему руки. Прохор Бунчук, физически здоровый и сильный человек, поспешил на помощь, но был тут же убит выстрелом. Его сын Никита, пользуясь темнотой и суматохой, соскочил с телеги и скрылся в придорожных кустах. Побег арестованного еще больше разозлил чекистов. Они, остановив лошадей и спешившись, принялись избивать попечителя и священника... Пытки продолжались до рассвета... Священнослужители скончались в страшных муках...
    
Стараниями верующих на месте захоронения убиенных было сооружено надгробие, но власти его разрушили, а могилу сравняли с землей.   Однако, как не старались власти изгладить из памяти народной благочестивую жизнь и честную мученическую кончину убиенных, — не получилось. Православные люди всегда насыпали холмик на месте захоронения. В начале 90-х годов был сооружен памятник над могилой. 16 мая 2004 года Правящим Архиереем, архиепископом Питиримом, в городе Снигиревке, в балке, на месте, где были замучены иерей Сергий, миряне Прохор и Кирилл, освящен установленный поклонный крест.

И в настоящее время много верующих получают помощь и исцеления по молитвам новомучеников.
 
Более полную информацию о святых Васильевских мучениках можно получить, прочитав книгу издательства Николаевской епархии: «Житие Васильевских новомучеников».
    
Житие Васильевских мучеников. — Николаев. — Издательство Николаевской епархии, 2008. — 24 с.

 

 

 

 

 

 

Престольные праздники Собора Рождества пресвятой Богородицы.

 

Престольный праздник (храмовый праздник) — праздник памяти святого или события, в честь которого назван храм, а также святых или событий, которым посвящены церковные пределы.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы имеет три предела.

Центральный (главный) предел посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы. Этот храмовый праздник мы отмечаем 21 сентября (8 сентября по ст. ст.).

Левый
предел посвящен Святым Равноапостольным Константину и Елене — 3 июня (21 мая по ст. ст.).

Правый
предел посвящен Святителю Митрофану Воронежскому — 6 декабря (23 ноября по ст. ст.); 20 августа (7 августа по ст. ст.).

Рождество Пресвятой Богородицы.
21 (8 ст. ст.) сентября.

В Назарете жила благочестивая чета — Иоаким и Анна. Иоаким происходил из колена Иудина, царского племени. Анна была младшей дочерью священника от племени Ааронова, Матфана, у которого было три дочери: Мария, София и Анна. У Софии была дочь Елизавета, которая была матерью Иоанна Предтечи. Иоаким и Анна были праведны пред Господом и чистым сердцем соблюдали заповеди Его, и всем были известны не столько знатностью своего происхождения, сколько своим смирением и милосердием.

 

Так достигли они глубокой старости. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и милосердием к ближним. Ежегодно выделяли они из своих значительных доходов две трети: одну жертвовали в храм Божий, другую раздавали бедным и странникам. Остальное же использовали для собственных потребностей. Они были бы счастливы, если б не бесплодие, преисполнявшее скорбью их сердца. По понятиям того времени, бесчадие считалось бесславием и тяжелым наказанием, тем более прискорбным, что потомкам Давида дана была надежда сделаться орудиями спасения человеческого рода чрез рождение обетованного Мессии. Прошло 50 лет их брачной жизни, а они терпели поношение бездетства. По закону, поддерживаемому фарисеями, Иоаким имел право требовать развода за неплодство жены. Но он, муж праведный, любил и почитал свою жену за ее необыкновенную кротость и высокие добродетели и не хотел разлучаться с нею. Безропотно несли они тяжесть испытания, продолжая вести жизнь в посте, молитве и милостынях, укрепляя друг друга любовью и не теряя надежды на милость Божию.

В великие праздники они посещали Иерусалим. Так, ко дню обновления храма пришел Иоаким во храм, чтобы вместе с другими своими соотечественниками принести жертву. Но архиерей отверг его приношение, укорив его бесчадием: ''Господь ради каких-нибудь тайных грехов твоих отнял от тебя Свое благословение''. Тяжело было Иоакиму слышать такие нарекания всенародно и, не возвращаясь домой, он ушел в пустыню. Сорок дней праведный старец плакал, постился и молился, взывая к Богу, чтобы отняты были от него позор и нарекания, чтобы даровано было ему чадо в старости. В то же время, узнав об оскорблении, нанесенном мужу, неутешно плакала Анна и, чтобы скрыть от домашних свою скорбь, ушла в сад. Там, под лавровым деревом, с глубокой верой на милость Божию приносила она Ему свои слезные молитвы, прося послать ей в старости радость чадородия. И вдруг пред нею явился Ангел Господень и сказал: ''Анна! Господь услышал молитвы твои, и ты родишь чадо, и о семени твоем благословятся все роды земные. Имя твоей дочери да будет Мария, и ею дастся спасение всему миру''. Ангел повелел Анне идти в Иерусалим, предсказав ей, что мужа своего она встретит у золотых ворот. Исполнившись благоговейной радости, Анна воскликнула: ''Жив Господь Бог мой! Если будет у меня дочь, отдам ее на служение Богу, и пусть она служит Ему день и ночь, восхваляя Святое Имя Его''. Ангел Божий явился и праведному Иоакиму в пустыне и сказал: ''Господь принял твои молитвы: жена твоя родит тебе дочь, о которой все будут радоваться. Иди в Иерусалим и там, у золотых ворот, найдешь жену твою, которой я возвестил это''.

Супруги встретились, принесли благодарственные жертвы в храме Божием и возвратились домой с твердой верой в исполнение обетования Господа. Православная Церковь с древних времен празднует в 9-й день декабря (ст. ст.) зачатие Пресвятой Богородицы от престарелых, лишенных чадородия родителей, для того, чтобы рожденное Дитя было всеми признано за особый дар Божий, потому что чудесами надлежало приготовить главнейшее чудо, единственную благодатную весть, что от Девы родится Спаситель мира. По учению Православной Церкви, Пресвятая Дева Мария зачата и рождена по обетованию Божию от мужа и жены. Един Господь Иисус Христос родился от Приснодевы Марии безмужно, по наитию Духа Святого. Пресвятая Дева Мария родилась в Назарете от некогда знаменитого дома Давидова, утратившего уже свое величие. Ни блеск, ни слава мира не окружали ее колыбели: все эти земные преимущества померкли при свете незримой славы, уготованной от века Матери Божией, называемой, по свидетельству Евангелия, благодатною и благословенною со дня воплощения от Нее Спасителя мира.

По обычаю иудейскому, в 15-й день по рождении дано было Ей имя, указанное Ангелом Божиим, Мария, что значит ''госпожа'', ''надежда''. Мария, став Матерью воплотившегося Творца, явилась Госпожою и Надеждою для всего творения. В воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы издревле установлен Церковью праздник: еще в IV в. равноапостольная Елена соорудила храм в честь и память Рождества Матери Божией. Праздник этот великий, двунадесятый, вселенский, совершается 21 сентября (н. ст.). Это праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился, и печаль праматери Евы переменилась в радость. Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо воссия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Святые равноапостольные Константин и Елена.
3 июня (21 мая ст.ст.)

Святые равноапостольные император Константин и мать его царица Елена жили во второй половине III — первой половине IV вв. по Рождестве Христовом. Константин, удостоившийся в истории титула "Великий", родился около 272 года у императора Константция I Хлора и Елены. Мать его была христианкой и после воцарения сына способствовала распространению этой религии и строительству церквей на свои щедрые вклады.

Сам Константин до последних дней жизни оставался язычником и принял крещение только перед смертью, но именно он был первым римским императором, поддержавшим христианскую религию на государственном уровне. Его приверженность как императора христианству связывают со знаменитым чудом, которое было ему во время борьбы за власть, когда Константин воевал со своим соперником Максенцием , а тот яростно отстаивал величие древнего языческого Рима. В 312 году перед решающей битвой у Мильвиева моста близ Рима Константин заснул и во сне увидел на небе светящийся крест и надпись: "In hoc signo vinces" ("Сим победиши" или буквально " С этим знаком победишь"). Другое предание гласит, что это знамение Константин увидел наяву. Потрясенный, он дал обет, что если победит, то будет поддерживать христианство. Победа была одержана, сам Максенций утонул в Тибре, а император Константин немедленно исполнил свой обет: уже в 313 году он принял знаменитый Миланский эдикт, по которому христианство было признано официальной государственной религией Римской империи наряду с язычеством. В 321 году именно император Константин объявил воскресенье официальным "днем покоя" — государственным выходным. А в 325 году при участии этого императора в Никее состоялся Первый Вселенский Собор, на котором был принят первый Символ Веры.

Кроме того, император Константин стал фактическим создателем Византии как Восточной Римской империи и основателем Константинополя. В 326 году он избрал своей столицей древний Византий на берегу Боспора. Этот античный город, основанный еще в 660 году до Р. Х. прежде был мегарской колонией, а в I в. до Р. Х. вошел в состав Римской империи. Уже в 330 году Византий был переименован в Константинополь — при жизни императора.

До самой смерти Константин Великий исполнял свой обет и переживал чудесное видение. Именно он стал искать Крест Господень и мать его, царица Елена отправилась в Иерусалим. Животворящий Крест был обретен в 326 году. Этот год историки считают приблизительной датой и кончины святой Елены.
А сам Константин умер в 337 году и перед смертью сам принял святое крещение от Евсевия Кесарийского, который стал одним из его первых биографов. (По другой версии, святой Константин крестился в Риме.)

Святитель Митрофан Воронежский
6 декабря (23 ноября ст.ст.)
20 августа (7 августа ст. ст.)


Митрофан Воронежский родился 6 ноября 1623 года во Владимирской земле, мирское имя будущего святителя было Михаил. Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел детей. Будущий епископ был некоторое время священником в селе Сидоровском Суздальской епархии. На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. Своим местожительством он избрал Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где и был пострижен в иночество с именем Митрофан. О его строгой иноческой жизни стало известно в монашеской среде. Через три года после вступления в Золотниковскую обитель братья соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшего тогда настоятеля, стали просить местное духовное начальство о поставлении им в игумены Митрофана. Просьба была исполнена, подвижник был рукоположен в иерейский сан, затем, несмотря на нежелание, был возведен в игумены Яхромской обители.

Позже Патриарх Московский и всея Руси Иоаким поручил игумену Митрофану более обширную Унженскую обитель, основанную в XV в. преподобным Макарием Желтоводским в Костромской земле. Здесь будущий святитель настоятельствовал около семи лет, в течение которых монастырь достиг процветания. Монастырь игумена Митрофана привлекал внимание не одного Патриарха, но и царя Феодора Алексеевича, который посещал обитель и нередко беседовал с настоятелем. При дворе к святому относились с особым почтением. Когда в 1682 году, по решению Московского Церковного Собора 1681 года, была образована новая Воронежская епархия, царь Феодор первым ее епископом предложил назначить игумена Митрофана.

Святителю Митрофану пришлось быть свидетелем бунта раскольников в июле того же года и присутствовать на “прении о вере” между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Это событие произвело на него сильное впечатление и впоследствии сказалось на его архиерейских делах. Святитель Митрофан приобрел известность как обличитель раскола, он рассматривал духовенство как силу, способную воздействовать на население самым благотворным образом.

Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с Петром I. С личностью Петра связана одна из самых драматичных страниц в истории Русской Церкви. Упразднение патриаршества и учреждение Синода, превращение Церкви в одну из государственных структур, оскорбление религиозных чувств народа, растянувшееся на десятилетия, – все это остается на совести “царя-реформатора”. Однако святитель, по мере возможностей, пытался влиять на молодого царя, старался содействовать тем преобразованиям, которые могли быть полезными для Отечества. Он одобрял постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже, и поддержал ее материально. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану как бы в награду за участие в этой победе именоваться епископом Воронежским и “Азовским”.

В то же время святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесного общения царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы: „Лучше умереть, чем присутствием своим или боязливым молчанием одобрять язычество. Неприлично Государю православному ставить болваны и тем соблазнять простые сердца народа". Исповедничество епископа устыдило Петра и в знак согласия с ним он убрал статуи.

Любимым размышлением святого было памятование о смерти, любимой молитвой - молитва об умерших. В своем “Духовном завещании” святитель Митрофан назидал: “Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность - богат будешь; воздержно пей, мало ешь - здрав будешь; твори благо, бегай злого - спасен будешь”. Преставился святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости. Незадолго до кончины святитель принял схиму с именем Макарий. Он погребен был в Благовещенском соборе в Воронеже с большими почестями: царь Петр своими руками помогал нести гроб святителя, почитаемого им за “святого старца”.

http://pasxa.eparhia.ru/
http://www.pravmir.ru/
http://pravoslavie.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki/Николаевская_и_Вознесенская_епархия
http://www.vob.ru

 

Цікава стаття? Поділися нею з іншими:


RSS-підписка

Підписка на публікації

Введіть ваш email:

Delivered by FeedBurner


Прозорро - публічні закупівлі

Я МАЮ ПРАВО!

Единая страна!
.