Головна | Афіша | E-FreeLibrary | Каталог | Блог | Контакти
Головна Творча лабораторія для фахівців Поради методиста Презентуем себя: реклама библиотеки

Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

Творча лабораторія для фахівців - Поради методиста

(по страницам журнала «Библиотека»)

Перед современными библиотеками стоит задача создания профессиональной и эффективной библиотечной рекламы, которая является самым действенным инструментом по созданию положительного имиджа, информированию читателей о богатстве и разнообразии фонда, о широте предоставляемых услуг. Реклама в библиотечном деле унифицирует потребности и вкусы населения, органично связывая материальное и духовное в жизни любого человека. Однако в отличии от коммерческой, библиотечная реклама приобщает людей к духовным достижениям: приглашает на встречи с художниками, музыкантами, писателями, краеведами; организует семинары, тренинги.


В нынешнем информационном обществе библиотеки имеют определенные задания, от решения которых зависит их жизнеспособность. Потребность в инновациях еще никогда не была так высока. Инновации определяются путем изучения сильных и слабых сторон деятельности библиотек, результатов их работы, анализа влияния внешних факторов. Это позволяет наметить дальнейшую стратегию и разработать тактику изменений.

Значительное влияние на отношения между библиотекой и обществом, на преобразование профессиональной среды оказывает информатизация. В новых технологических условиях библиотеки не только выступают в качестве объектов информатизации, но и являются активными субъектами этого процесса. Рост объёма доступной информации, глобализация сетей и одновременно ограничение финансирования и уменьшение фондов меняют роль библиотеки и её сотрудников. Время настоятельно требует от них умения интересно рассказать о своих достоинствах, ярко показать многоплановую работу, раскрыть перед населением диапазон предоставляемых услуг, продемонстрировать свою значимость и необходимость. Именно библиотечная реклама поможет привлечь новых читателей, совершенствовать работу с постоянными посетителями, формировать привлекательный имидж, воздействовать на потребителя информации в желательном для библиотеки направлении.

В рамках пропаганды библиотечных услуг можно организовать семинар для библиотечных специалистов «Умение рассказать о себе: организация информационно-рекламной деятельности», который должен вобрать в себя все основные моменты: теорию библиотечной рекламы (виды, средства, способы), организацию рекламных акций, выпуск печатной рекламной продукции, новые возможности рекламы (флеш-мобы, электронные презентации и галереи, медиаэкскурсии и уроки, портфолио, фотосессии, выставка-адвайзер, коучинг и др.) и передовой опыт коллег.

Возможности библиотечной рекламы расширяются, пополняются новыми средствами и методами. Так для рекламы фонда и раскрытия его содержания, для пропаганды библиотечных услуг широко используется интерьер. Наиболее интересные приемы: напольные и потолочные (шелфтокер) наклейки, настенные календари, плакаты, воблеры (специальные приспособления, прикрепляемые к полкам). Большое внимание следует уделять малым формам печатной продукции: листовкам, буклетам, афишам, карманным календарям.

Современным библиотекам важно быть активными в виртуальной среде. Это экономичный и эффективный инструмент формирования положительного имиджа учреждения, налаживания связей с реальными или потенциальными читателями. Что такое «социальные медиа»? Однозначного определения пока не существует. Но можно смело утверждать, что они — некий набор онлайн-технологий, позволяющих людям общаться между собой. Общение может принимать различные формы: обмена мнениями, опытом и знаниями, новостями, информацией, видео, фото, музыкой, рекомендациями, взаимодействия друг с другом, налаживание контактов и т. д. Разновидностями социальных медиа являются интернет-сообщества, блоги, социальные сети, виртуальные игры, сообщества по производству совместного контента, совместные проекты, геосоциальные сервисы.

Для продвижения библиотек в социальных сетях необходимо предпринять ряд необходимых шагов: выбрать форму площадок для работы (блог, страница или группа в социальной сети и т. д.), придумать стиль, описать основные принципы, создавать ключевые тексты, подобрать аватары; разработать концепцию (примерный перечень тематических разделов для страницы, частота наполнения), подобрать базовую информацию для наполнения страницы на первые недели её функционирования; позволить людям общаться между собой, помня, что контент в социальных медиа — это повод для беседы, дискуссии, комментариев.

Визитной карточкой библиотеки в Интернете является сайт. Это её официальное представительство, самое стабильное место для размещения материалов о деятельности, для продвижения идей и проектов, ресурс для оказания удаленных услуг (электронный каталог, доставка документов и т.д.). Интеграция сайта позволяет привлекать новых пользователей и открывает новые возможности для распространения контента. Следует объединить библиотечные виртуальные представительства на всех платформах ссылками друг на друга и разместить их на сайте, позволить пользователям делиться вашими материалами в социальных медиа и комментировать их. Чем больше людей обменяются информацией с сайта, тем более ценной она станет в глазах поисковых систем, расширяя круг потенциальных пользователей библиотеки.

Дополнением к сайту может служить блог. Создать и вести его могут сами библиотекари. Для небольшой библиотеки блог может служить заменой сайту.  Блог — это размещенный в Интернете дневник одного или нескольких пользователей. Выбор платформ для их ведения велик. Лидерами по посещаемости являются блог-сервисы LiveJournal, WordPress и Blogger. При желании и наличии возможностей блоги можно «прикрутить» к официальному сайту. В отличие от сайта, блогов может быть несколько. Будучи  «неофициальным лицом» библиотеки, блог удобен для предоставления оперативной информации, служит элементом рекламы и интерактивной связи с читателями. Сегодня библиотечный блог может выполнять многие функции, присущие сайту: на нем можно публиковать разнообразную информацию, вставлять аудио-, видеоматериалы, представлять виртуальные выставки и списки интернет-ресурсов, выполнять виртуальные справки. Среди плюсов — возможность не только привлечь реальных пользователей к чтению и комментированию блога, но и сделать их его соавторами.

Большинство библиотечных блогов создается на платформе Blogger, отличающейся простотой, удобством и одновременно такими возможностями, которые на других ресурсах доступны только профессионалам. Формы подачи материалов разнообразны: короткое сообщение, заметка, выступление, статья, сценарий. Здесь можно размещать не только тексты и фотографии, но и электронные презентации, аудиозаписи, видеоролики и даже целые брошюры, а также оставлять комментарии и в любой момент возвращаться к опубликованным материалам, чтобы обсудить их. Блог представляет личность или библиотеку, её отдел или профессиональное сообщество. Авторы должны уметь находить интересные читателям факты и говорить неформально.

Перспективное направление — развитие тематических библиотечных блогов. «Золотой жилой» для любой библиотеки является краеведение. Данной работой в той или иной степени занимаются везде. Интерес к родным местам огромен, поэтому краеведческие блоги всегда будут востребованы у аудитории различного возраста.

В качестве примера рассмотрим блог для болельщиков “EuroLib”, который был создан в Луганской ОНБ имени А. М. Горького в преддверии чемпионата Европы по футболу, проходившего в Украине и Польше. Блог продолжает свою работу и после завершения Евро — 2012. Библиотека заинтересовала и привлекла футбольных фанатов. Наиболее популярным стал цикл публикаций «100 великих футболистов». Среди разговоров о футболе находится место книгам и рассказам об истории спорта в родном городе. Таким же образом можно выстроить общение в блоге, посвящая его различным увлечениям.

Тематические блоги могут быть в любых библиотеках, количество их не ограничено. Вести их могут и сами читатели. Ориентированные на конкретную аудиторию, тематические блоги могут сформировать круг людей, объединенных общими интересами. Если дополнять сообщения блога ссылками на электронный каталог или материалы официального сайта библиотеки, то будет расти эффективность и востребованность последнего.

Примеры библиотечных блогов и блогов библиотекарей:
«Юношеские библиотеки Украины» — http://youth-libraries.blogspot.com — Блог Державної бібліотеки України для юнацтва (м. Київ)
«Блог молодых библиотекарей» — http://blog.unbib.mk.ua — Блог Николаевской областной библиотеки для юношества
«Библиотека города N» — http://kinderlibrary.wordpress.com — Блог Центральной библиотеки для детей имени Шуры Кобера и Вити Хоменко города Николаева
«Книжкова світлиця» — http://biblcalejdoscop.blogspot.com/p/blog-page_5.html  — Блог шкільної бібліотеки Солоненського НВК Вільнянської районної ради Запорізької області
«Методист библиотеки» — http://metodist-biblioteki.blogspot.com — Блог научно-методического отдела Харьковской государственной научной библиотеки им. В. Г. Короленко
«Пан бібліотекар» — http://panbibliotekar.blogspot.com — Блог про бібліотечну справу та інформаційні технології бібліотекаря з м. Львів

Многие не хотят читать и писать большие тексты, поэтому растет количество микроблогов. Их особенности — лаконичность сообщений, удобство и быстрота подготовки постов. Самым популярным сервисом для микроблоггинга является Twitter. Он позволяет общаться с интересными людьми, оперативно обмениваться информацией. Библиотечные твиты могут включать в себя ссылки на полезный материал, на новости, касающиеся библиотечной деятельности, на интервью с интересным человеком; анонс мероприятия; профессиональный совет или рекомендацию; поздравление читателей с праздником. Время жизни одного твита — около часа, поэтому лучше планировать несколько сообщений в течении дня.

Следующее направление деятельности в социальных медиа — представительство в социальных сетях. Присутствие в них библиотек уже не дань моде, а необходимость. Социальные сети позволяют общаться с реальными и потенциальными читателями в привычной для них среде. Появляется возможность заявить о себе огромнейшей аудитории. Группы и страницы помогают привлечь пользователей к деятельности библиотеки, быстро установить неформальный контакт. Это прямое общение с читателями, которые могут стать друзьями и партнерами.

Часто возникает вопрос, какую сеть выбрать, ведь у каждой есть свои плюсы и минусы. Например, Facebook — это отличные технологии и отсутствие нелегального контента, «ВКонтакте» преимущественно посещается молодежью, но здесь много спама и нелегального контента. «Одноклассники» и «Мой мир» представляют интерес для людей среднего и старшего возраста, однако имеют слабые технические возможности. Библиотеки должны быть всюду, где могут оказаться их реальные и потенциальные читатели. Основная задача — показать, что библиотеки интересны и полезны, что современная библиотека — не только учреждение, где можно получить во временное пользование книги, почитать журналы и газеты, прежде всего это информационно-образовательный и культурный центр с широким спектром разнообразных услуг, среди которых наибольшим спросом сегодня пользуются информационные.


Литература:

Денисенко Л. Меняется эпоха — меняемся мы / Л. Денисенко // Библиотека. — 2012. — № 6. — С. 32 — 34.
Огнева И. Эффект сарафанного радио / И. Огнева // Библиотека. — 2013. — № 3. — С. 28 — 35.
Суслова И. М. Практический маркетинг в библиотеках: учебно-методическое пособие / И. М. Суслова. — М. : Либерия, 2005. — С. 123 — 137.
Шеламова Г. Уметь рассказать о себе / Г. Шеламова // Библиотека. — 2013. — № 5. — С. 15 — 21.

Цікава стаття? Поділися нею з іншими:


RSS-підписка

Підписка на публікації

Введіть ваш email:

Delivered by FeedBurner


Прозорро - публічні закупівлі

Я МАЮ ПРАВО!

Единая страна!
.