Краєзнавчий калейдоскоп - Краєзнавчі цікавинки
04.01.2019 10:23 Обновлено 04.01.2019 11:04
В 60-80-х годах прошлого столетия о нем писали все газеты. Писали по-разному. Восхищаясь, удивляясь, сомневаясь, радуясь, предвещая, предостерегая. Но никогда — равнодушно!
Николай Рябошапка родился 6 января 1924 года в городе Новогеоргиевск Кременчугского уезда Полтавской губернии (в 1961 году затоплен при строительстве Кременчугской ГЭС, жители переселены в соседний город Светловодск, ныне Кировоградской области) в семье крестьянина. Семья Рябошапки пережила оккупацию. Когда советские войска освободили город, всех мальчишек забрали в армию «искупать свою вину перед Родиной». С 1944 года Н. Рябошапка — в Красной Армии, разведчик 4-й Гвардейской армии. Участвовал в боевых действиях 2-го и 3-го Украинских фронтов в Румынии, Австрии, Чехословакии.
В 1947 году Николай женился. С Лидой знаком был со школьных лет, во время нацистской оккупации полгода прятал девушку, благодаря чему ее не угнали на работы в Германию. В 1948 году у них родилась дочь Оля, а через шесть лет — сын Николай.
Рябошапка с отличием окончил Киевский лесохозяйственный институт. По распределению попал на работу в лесхоз Вознесенского района. Лесхоз «Рацинская дача» под его руководством стал одним из лучших.
Организаторские способности лесовода заметили и в 1957 году ему предложили возглавить отстающий колхоз имени Кирова с центральной усадьбой в селе Щербани Вознесенского района. Николай Рябошапка перебрался с семьей на пыльные, изрезанные балками и оврагами земли колхоза — в долину степной реки Гнилой Еланец. Из тягловой силы в хозяйстве — всего шесть пар волов, воды нет, дорог нет, электричества нет. В осенне-весеннюю распутицу грязь была по колено.
Сельчане с недоверием взирали на молодого выскочку: мол, поглядим, на сколько же его хватит. Но не учли Рябошапкину душевную щедрость, ответственность, настойчивость, упорство и человеколюбие.
После разговоров с сельчанами председатель размышлял: чего не хватает людям на первый случай? Дорог, света, воды? Все это будет. А сейчас не хватает им обыкновенной и простой душевной радости, оптимизма, надежды, веры и элементарного досуга... Поэтому на все подъемные деньги, которые выделило ему государство для обустройства личной жизни на новом месте, купил в село кинопередвижку. И это стало серьезным шагом к тому, чтобы люди поверили: двадцать девятый председатель пришел всерьез и надолго.
Следующим шагом нового председателя была просьба разобрать вокруг хат вековые мурованные заборы: часть камня пойдет на известь, а часть — на строительство электростанции. Люди согласились. А потом он пообещал людям, что в селе будет собственное море — Щербаневское водохранилище. Это было совсем не похоже на правду. Но через три года появилось и оно.
Среди большого отряда руководителей сельскохозяйственных предприятий, вспоминает главный инженер Николаевского «Облмежпроекта» Е. Ю. Соколенко, Николай Николаевич Рябошапка резко выделялся мощным интеллектом и высокой культурой. Эффективность сельскохозяйственного производства, благоустройства села Щербани, где размещалось правление колхоза, забота о тружениках стали приоритетными вопросами в работе Рябошапки. Для него не существовало мелочей. Он с такой щепетильностью и дотошностью вникал в выполняемые подчиненными проекты, что иногда им приходилось извиняться за какие-то неучтенные мелочи. Его интересовало абсолютно все. И механизация трудоемких процессов, и санитарно-бытовые условия, даже душевые кабинки и биде, вентиляция, тротуары на фермах: «Щоб дівчата в туфельках ходили, а не в чоботях!». При планировке сельских улиц была предусмотрена ливневая канализация, чтобы дождевые потоки не загрязняли Щербаневское водохранилище, чтобы рыба не заболела и людям было приятно искупаться в «чистом море».
Благодаря его инициативе и неиссякаемой энергии были запроектированы и построены: крытый ток для хранения зерна, четырехэтажные птичники для выращивания бройлеров, пасека, рыбное хозяйство, водопровод, заасфальтированы улицы и тротуары, налажено наружное электроосвещение и очень многое другое, что превратило Щербани в современный городок с высокой культурой агротехники, налаженным бытом и городскими условиями проживания.
Общение с Николаем Николаевичем вызывало к нему глубокое уважение и симпатию как к высококвалифицированному специалисту. Он был эрудированным человеком, разбирался в истории, философии, знал немецкий язык. Позже вспоминает Соколенко, ему не раз приходилось встречаться с Рябошапкой при решении вопросов материально-технического обеспечения, проектирования и возведения объектов строительства. Особенно запомнилась встреча, связанная с внедрением в колхозах и совхозах области «карусельных» доильных установок американского типа. Это было в середине 60-х годов. Как-то в конце рабочего дня звонит помощник председателя облисполкома Василия Спиридоновича Ведникова и передает распоряжение руководства прибыть на следующий день в приемную с трехдневной командировкой.
«Явился я на следующий день в приемную Ведникова, — продолжает Соколенко, — а там уже сидят Н. Н. Рябошапка, Е. П. Хлуднева — начальник отдела областного управления сельского хозяйства по механизации труда в животноводстве. ...Сели мы все в «Волгу» и направились в Днепропетровскую область ознакомляться с карусельными доильными установками. Дорога длинная, долгая. Едем, анекдоты травим, байки рассказываем, а когда уже выдохлись за Кривым Рогом, Николай Николаевич Рябошапка вдруг задает вопрос: «Хлопцы, а вы немецкий язык знаете?». Мы переглянулись. Первым ответил Ведников, мол, знаем в пределах школьных и институтских знаний: гутен морген, гутен таг, эсен тринкес и так далее. А Рябошапка на это: «А зря, хлопцы, вы не учили этот язык. Гете — замечательный поэт и лирик». И стал читать его стихи по-немецки, да так, будто он чистокровный немец...
Нас поселили в приличную гостиницу и раздали программки конференции. На следующий день с утра — поездка в совхоз, ознакомление с действующей «карусельной» доильной установкой.
На пленарном заседании выступили министр сельского хозяйства Украины, ведущие специалисты Академии сельхознаук, научно-исследовательских институтов. Почти все хвалили «карусель». Но у нас уже работали, и неплохо, доильные установки двух типов — «Елочка» и «Тандем». На обратном пути только и разговору было, что о «карусели». Николай Рябошапка сказал: «Я такую установку у себя в колхозе строить не буду. Во-первых, очень дорогая. Во-вторых, очень энергоемкая. А в-третьих, для этой установки нужно иметь элитное стадо — раз, соответствующие коровники — два, построить дороги от коровников к «карусели»... Все это обойдется в кругленькую сумму. Еще надо учесть ежегодные амортизационные расходы. Это очень дорогая игрушка, и оправдает ли она себя, я не уверен!».
Прежде чем принимать решение обкома и облисполкома «О строительстве доильных установок», предварительно добивались согласия колхозов. Согласились немногие. Рябошапка согласия не дал. И оказался прав. Построенные карусельные доильные установки себя не оправдали.
Шел 1960 год. В Киеве собиралось расширенное совещание по сельскому хозяйству с участием первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева. От Николаевской области в президиум совещания был избран некто Б. А. Калинич — электромеханик колхоза имени Калинина Березнеговатского района, знатный рационализатор животноводческих ферм. Поддержанный членами делегации от области, в перерыве Николай Рябошапка попросил Калинича организовать ему выступление. Записку на бланке члена президиума Калинич передал Хрущеву, а тот со словами: «Ну что ж, дадим слово председателю колхоза из Николаевской области», — велел ведущему совещание допустить Рябошапку к трибуне. Свое выступление Николай Николаевич начал со слов: «Дорогой Никита Сергеевич, вас тут обманывают!». Зал ахнул и замер. А Хрущев, резко повернув голову к выступающему, переспросил: «Кто обманывает?! Знатные передовики производства?! Известные в стране люди Марко Посмитный, Паша Ангелина, Мария Заглада?! Что — все, кто здесь выступал?!»
«Нет! — возразил Рябошапка, — не эти богатые и знатные люди, а вон те бедняки-хозяйственники, и нас, таких бедняков, в зале большинство… И нам, униженным и оскорбленным, не позволено никакой самостоятельности и инициативы! Обращаюсь я к председателю райисполкома: мол, у меня 30 коров уже без зубов, надо списывать, а он мне: а ты, Рябошапка, вставь им протезы, но уменьшать дойное стадо не разрешаю! Говорю: надо корма сеять, солому коровы не едят, а он мне: а ты им надень зеленые очки… Хочу построить дамбу, собирать талые воды, организовать поливное земледелие, прошу в обкоме партии лимиты на проектирование, а мне говорят: строительство дамбы — дело державы, не лезь не в свое дело».
На панели трибуны загорается табло с надписью «Заканчивайте». «Много еще хотелось сказать, — продолжал Рябошапка, — да вот эта лампочка не дает!». «А мы с тобой, Рябошапка, дуэтом будем говорить, и она нам не помешает», — поднявшись, произнес Н. С. Хрущев. И еще 47 минут Рябошапка отвечал на вопросы и парировал реплики Хрущева при активной поддержке большинства присутствующих в зале. Распалившись, Хрущев, ткнув пальцем в сторону Подгороного и Кальченко, спросил: «Это они не дают тебе работать по-хозяйски?! Ну, я к тебе приеду, посмотрю, какой ты хозяин!». «Не приедете, ко мне дороги нет», — парировал Рябошапка. «Пока буду ехать — дорога будет!»,— пообещал Хрущев.
Выступление на совещании круто изменило ситуацию и жизнь Николая Николаевича. Авторитет его резко поднялся, колхоз получил поддержку от Министерства сельского хозяйства и областных организаций. А дальше было много результативной работы в колхозе. И жизнь в селе пошла в другом направлении. Все знали: если Рябошапка что-то надумает и убедиться, что это правильно, то спорить с ним бесполезно».
С 1957 года в Щербанях давала ток колхозная электростанция. Подслеповатые, на масле, каганцы и керосиновые лампы заменили электролампочками. Строили электростанцию, но кто-то за день до ее запуска ткнул в ротор генератора ломом...
В каждом доме заговорило радио. В селе появилась вода — проложили водопровод. Дальше — соорудили маслобойню и мельницу. Затем — водохранилище на гнилоеланецкой балке длиной в 17 километров, перекрыв ее 12-метровой плотиной. Настоящее Щербаневской море. Колхоз имени Кирова был с рыбой — до трех тысяч центнеров в год. А со строительством ирригационной системы это море орошало более двух тысяч бедных на воду гектаров. Ежегодные доходы колхоза от орошения уже тогда достигали шести-семи миллионов рублей. Родил хлеб. Развивалось животноводство, овощеводство, зерновое хозяйство. Щербаневский колхоз стал солидным производителем зерна, в том числе и элитного, посевного, которое шло даже на экспорт.
Щербаневские поля стали базой исследовательского-экспериментальных работ. Здесь проводили испытания (тоже впервые в СССР) дождевальных машин «Фрегат» и системы промышленного орошения типа «Днепр». На колхоз имени Кирова работали около двух десятков проектных и научно-исследовательских организаций, там испытывались десятки новых сортов зерновых, кормовых и овощных культур. Проводились исследования по применению новых, более эффективных, способов обработки земли, в том числе плоскорезами.
Колхоз становился сплошной строительной площадкой: водохранилище, поливные сети, жилые дома, автотрассы, теплицы, животноводческая ферма, элеватор — еще и десяток километров водогона. В селе, где вода когда-то была по одной цене с молоком, на каждом шагу появлялись водозаборные колонки, а, кто хотел, мог провести воду и в дом. На очереди — строительство школы, консервного завода, птицефабрики, Дома культуры. Рябошапка по-хозяйски и с размахом планировал коренную перестройку села.
С восхищением о нем отзывался председатель Вознесенского горсовета, главный инженер ПМК-10 треста «Николаевсемстрой» в 60-80 годах Юрий Дмитриевич Гончаров: «Да, фантазер, хитрец... Подобные и прочие эпитеты могут быть применимы к персоне Рябошапки исключительно в приятельских в колхозных и в районных кулуарах. И только в дружелюбном ключе. Каждый хотел каким-то образом прикоснуться к нему, а потом уже тепло, по-доброму и с восхищением констатировать: вот уж, хитрец, все же объегорил, надул...».
Нагнув по привычке голову слегка в сторону, прищурив глаза, он так умело выстраивал разговор, что после общения у собеседника невольно слетала с головы корона — человек проникался уважением и задумывался: а что, собственно, я из себя представляю, что умею, что знаю?
«Когда я только перебрался в Щербани работать, — любил вспоминать Рябошапка, — то был первым человеком в колхозе, который имел высшее образование. Сейчас у нас 14 специалистов с высшим, 36 со средним специальным образованием, двое защищают диссертации на присвоение ученой степени кандидата наук». «В том числе и вы?», — уточнил однажды заезжий журналист. «Обязательно...».
Рябошапка был на удивление любознательным, интересовался всем новым, передовым. Все у Рябошапки, начиная с одежды, обстановки в кабинете, отношения к семье и односельчанам, было выверенным и правильным. Он очень заботился о председательском имидже и престиже колхоза. Его уважали за энтузиазм, умение строить отношения с государством вопреки действующим правилам. Все — в родной колхоз!
Районный семинар по уборке урожая состоялся в Щербанях — на первом в районе крытом токе. Все руководители, агрономы и участники семинара ходили по току и наблюдали за работой немецкой очистительной сортировочной семенной машины. А рядом, в лаборатории, уменьшенный до настольного вариант этой машины выдавал настроченные данные в лабораторные бюветки. Для руководителей колхозов и совхозов, утопавших в навозе и бездорожье, это была фантастика Презентабельный мужчина, франт в лакированных туфлях, расхаживающий по территории фермы и рассказывающий, какой она будет через два года, был не кто иной, как Николай Рябошапка. И все верили, что так оно и будет.
Юрий Гончаров вспоминает: как-то Николай Николаевич пригласил его домой на обед. Жена, инвалид в коляске, подает к столу свои знаменитые разносолы, а в качестве выпивки — любимый «Дубок». Рябошапка любил говорить о жене, расхваливая ее как прекрасную хозяйку. В любви и согласии Николай Николаевич и Лидия Афанасьева прожили 39 лет.
В колхозе деньги были всегда, а вот стройматериалы были в дефиците. Даже на плановые стройки не хватало. Лесоматериалы, шифер — это катастрофа! Битум для дорог — несбыточная мечта. Николай Николаевич все это заготавливал сам — на лесоповале работали его наемные бригады. И лес поступал бесперебойно, и битум из Казани — в обмен на сельхозпродукты. И не только для колхоза, но и для района. А еще была у него любовь к цветам. Мог остановиться около клумбы и выдать все названия цветов, деревьев, кустарников на латыни.
В 1986 году Николай Николаевич уже знал, что тяжело болен. Но болезни не сдавался. Из больниц звонил, писал письма в разные руководящие инстанции, дабы решить неотложные для хозяйства вопросы. Мысленно не расставался со Щербанями. А когда пришла пора прощаться с земной жизнью, передал председательскую папку своему заместителю по культуре и социальным вопросам Николаю Семеновичу Берсону.
Рябошапка планировал закончить строительство хранилища-холодильника для фруктов и овощей, кормового комплекса, заложить пальметтный сад, построить лагерь труда и отдыха на берегу Щербаневского моря, столовую на 200 мест, кафе с танцевальным залом, еще 50 жилых домов со всеми городскими удобствами и т. д. Это только то, что в его коричневой папке. «Мне еще хотя бы лет пять...», — уже прощаясь с земной жизнью, говорил Николай Николаевич дочери. Было ему 63 года.
Умер Николай Николаевич Рябошапка 25 апреля 1987 года. Он и его жена похоронены на щербаневском сельском кладбище.
Н. Н. Рябошапка награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», дважды орденом Ленина (1971, 1973), Орденом Трудового Красного Знамени. Заслуженный работник сельского хозяйства Украинской ССР. В 1973 году удостоен звания Героя Социалистического Труда. Николай Рябошапка дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР, депутатом Верховного Совета УССР 9-11 созывов.
К 50-летию создания Щербаневского моря николаевец Михаил Кондратьев изготовил памятную стелу — она украсила здание спортивной школы в Щербанях. Эту школу знают далеко за пределами Николаевской области, ежегодно тут проходят парусные регаты имени Николая Рябошапки. Щербаневская средняя общеобразовательная школа носит имя Николая Рябошапки, на ступенях установлен бронзовый бюст легендарному председателю.
Литература:
Стариков И. Давайте думать сообща / И. Стариков // Южная правда. — 2015. — № 91. — С. 2.
Северновская В. Двадцать девятый председатель / В. Северновская // Южная правда. — № 90. — С. 3.
Гаврилов С. Жизнь хорошего человека / С. Гаврилов // Южная правда. — 2015. — № 49. — С. 6.
Золоті зірки Миколаївщини : енциклопедичне видання. — Миколаїв : МДГУ ім. Петра Могили, 2005. — 416 с.
Христова Н. История нашего края : о людях-легендах / Н. Христова // Вечерний Николаев. — 2014. — № 95. — С. 8.
Рябошапка М. М. Ленінським шляхом / М. М. Рябошапка. — Київ : Урожай, 1977. — 160 с.
Тюрін А. У Щербані, до Рябошапки / А. Тюрін // Рідне Прибужжя. — 2011. — № 117. — С. 2.
Заковоротний Д. И. Феномен Рябошапки : документальная повесть / Д. И. Заковоротний, С. Порфирьев, Л. Чижова. — Николаев : Ирины Гудым, 2014. — 64 с.
Виноградова А. В. Человеческий фактор : сборник воспоминаний / А. В. Виноградова. — Николаев : Ирины Гудым, 2010. — 232 с.
Электронные ресурсы:
Голбан А. Феномен прошлого: в Николаеве возрождают советские идеалы [Электронный ресурс] / А. Голбан // NikLife : Интернет журнал. — Электрон. дан. — Режим доступа: https://niklife.com.ua/focus/45782. — Название с экрана. — Дата публикации: 15.11.2014. — Дата просмотра: 03.01.2019.
Иваненко А. Над полем Рябошапки — журавли [Электронный ресурс] / А. Иваненко // Южная правда : независимая общественно-политическая газета Николаевской области. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.up.mk.ua/mainpage/show_item/6805. — Название с экрана. — Дата публикации: 28.07.2015. — Дата просмотра: 03.01.2019.
Людина-легенда. У Щербанях вшанували пам’ять Миколи Рябошапки [Електронний ресурс] // Вознесенск онлайн : информационно-аналитический портал. — Електрон. дані. — Режим доступу: http://voznesenskonline.com.ua/lyudina-legenda-u-shherbanyah-vshanuvali-pam-yat-mikoli-ryaboshapki/. — Назва з екрана. — Дата публікації: 02.05.2018. — Дата перегляду: 03.01.2019.
Мукомел Т. Г. Він землю й людей усім серцем любив [Електронний ресурс] / Т. Г. Мукомел // Щербанівська ЗОШ І-ІІІ ступенів ім. М. М. Рябошапки Вознесенської районної ради Миколаївської області. — Електрон. дані. — Режим доступу: http://scherbani.edukit.mk.ua/news/id/137. — Назва з екрана. — Дата публікації: 11.12.2014. — Дата перегляду: 03.01.2019.
Христова Н. Гонки на щербаневском море [Электронный ресурс] / Н. Христова // Вечерний Николаев : Николаевская городская газета. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.vn.mk.ua/stories.php?id=26322. — Название с экрана. — Дата публикации: 13.10.2015. — Дата просмотра: 03.01.2019.
< Попередня | Наступна > |
---|