Краєзнавчий калейдоскоп - Віртуальні круїзи
04.02.2018 09:38 Обновлено 06.02.2018 13:08
Одной из самых таинственных в топонимическом плане территорий Николаева является Богоявленск (в прошлом Витовка, Октябрьское, Жовтневое) — Корабельный район современного города.
Относительно этой территории существует легенда: «Это было, по-видимому, в те времена, когда Иисус Христос ходил по миру и пришел на наши земли. Тогда здесь жили разные племена, и появились между ними колдуны. Все бы ничего, но те колдуны такого наделали, что вовсе не стало хорошей воды: пить ее было невозможно. Вот люди и хотели эти земли покинуть, потому что река и все источники стали горькими. Решили люди уже переходить в другой край, собрались на том месте, где в настоящий момент раскинулся парк. Когда видят — идет немолодой мужчина с посохом в руке и спрашивает: «А чего это вы, люди, приуныли? Случилось ли что?» А они и ответили, что воды нет, чтобы пить и варить. Тогда незнакомец ударил посохом по земле. Из нее и забил источник. И говорит: «Не сокрушайтесь, люди, потому что вода под вашими ногами!» Он наклонился, напился и попросил полотенце утереть лицо. Люди дали полотенце и быстренько к воде. Когда же вспомнили о незнакомце, то увидели вместо него лишь полотенце, которое висело на дереве и на котором было лишь изображено лицо путешественника. И поняли люди, что это был сам Бог. В честь явления Господа была построена церковь Богоявления, поселение назвали Богоявленск, а реку — Буг (Бог)». Легенда интересна, но в ней, как всегда в сказаниях, перемешаны разные исторические периоды и события. Это и специфика священного места, и вкусная вода Богоявленского фонтана, и горечь познания окружающей действительности.
На территории современного Корабельного района и его ближайших окрестностей зафиксировано 44 древних памятника. Особый интерес вызывают четыре кургана в составе двух курганных групп. Один из курганов исследован в 2010 году экспедицией Научно-исследовательского центра «Лукоморье» Института археологии НАН (К. Горбенко, Ю. Гребенников). Неприметный на первый взгляд курган оказался равным по возрасту египетским пирамидам. Под насыпью высотой в два метра найдено 10 захоронений, относящихся к ямной и катакомбной археологическим культурам. Это самые древние кочевые культуры на территории Северного Причерноморья. «Ямники» существовали с конца IV до конца III тыс до н. э., а «катакомбники» жили с последней четверти III и до начала II тыс до н. э. Обе культуры пересекались. Предполагается — воевали между собой. Тому свидетельство — найденный кремневый наконечник стрелы «катакомбника» в погребении «ямника», следы ранений на черепах, положение погребенных.
Археологический памятник дал интересный и богатый материал о самом древнем населении нашего края. Захоронения сохранились до наших дней в хорошем состоянии, на основании найденных артефактов можно подтвердить многие предположения и суждения. Представители ямной культуры делали для захоронения прямоугольные ямы, обмазанные глиной и прикрытые досками. Более поздние «катакомбники» покрывали захоронение каменной стелой. Причем стела с высеченным орнаментом служила еще и своеобразным памятником, напоминая богообразное существо.
Территория Корабельного района заселялась еще 6 тысяч лет назад и уже тогда, когда только закладывались основы Древнеегипетского царства, здесь существовала вера в священную землю, которую символизирует стела-памятник в виде богоподобного существа.
Исследователь А. Петровский считает, что на территории современной Николаевщины бывал Святой апостол Андрей. Согласно летописным сведениям в так называемый апостольский век он из Синопа прибыл в Херсонес, а оттуда — в Ольвию. Миссионерские проповеди Андрея обращали местных жителей в истинных христиан. С этим тезисом можно связать и названия Южный Буг, Богоявленск, а также наличие Андреева острова на Буге.
Не случайно на этой территории, согласно легендам, существовал Девичий монастырь. Считается, что информация о нем находилась в древнерусских летописях, а сам монастырь был построен возле источника Чистые воды. С 1237 по 1241 гг. войска хана Батыя покорили Русь и земли Северного Причерноморья. Историк, полковник Херсонского гренадерского полка А. Майер в книге «Естественное и землемерное описание Екатеринославского наместничества и Очаковского края» сообщал: «В 1233 и 1236 годах монгольские татары под предводительством разных сыновей Чингизхана наводнили все нынешнее Екатеринославское наместничество и Очаковскую землю, разорили славный девичий монастырь в Витовке над Бугом... С того времени Очаковская земля оставалась беспрестанно во владении сих татар, то поляков и литовцев, которых Великий Князь Владислав отнял у татар и всю над Бугом лежащую страну».
Происхождение названия селения над Бугом связывают с именем великого литовского князя Витовта. Он расширил границы Литовского государства до Черного моря. Его реформы 1390-х гг. укрепили земли и дали развитие народам. Во времена княжества Витовта южные степи быстро осваивали и заселяли. Для укрепления границ строились замки и крепости, для торговли — таможни, новые города. Это крепость Святого Иоанна в устье Днепра, Хаджибей, а на территории Николаевщины — Витовка (Богоявленск), Соколец (Вознесенск), Балаклея (в районе слияния Чичиклеи и Южного Буга), Дашев (Очаков).
Многочисленные легенды связаны с Витовской таможней (предместье нынешнего Николаева) времен Великого княжества Литовского. Иностранных послов и путешественников поражали темпы строительства таких пунктов. Как правило, замки из камня витовских времен сооружали всего за месяц. Рядом с Витовтовой таможней-крепостью возникло поселение, которое местные жители назвали Витовтовой баней («Витольд-Гаммани»). Относительно этого названия существует несколько версий: во-первых, оно связано с минерализованной водой, которая в больших количествах вытекала из источника, во-вторых, в древнерусском языке «баней» называли церковный купол, в-третьих, «баней» назывался каменный дом, где жил таможенник. Несмотря на разность подходов к названию «Витольд-Гаммани», их можно соединить в единую логическую цепочку: на известном святом месте с ключом из целебной воды во времена князя Витовта была построена таможня. Она выполняла свои функции на переправе через Южный Буг, позже известной как Витовт брод. А рядом начал активно расти населенный пункт.
После отхода этих земель по Кючук-Кайнаджирскому мирному договору к Российской империи, поселение получило название Витовка.
Желая как можно скорее заселить новые территории, Екатерина II раздавала их русским и украинским помещикам, чиновникам — в первую очередь — офицерам, участникам русско-турецкой войны. На карте «Угол степи между реками Днепр и Буг, с показанием границ, установленных по трактату 1774» даны существующие на то время селения — Очаков, Алешки, Лысая Гора и прочие. Но на месте селения Витовка показана только Витовтова балка, по которой протекала речка. Карта с названием «Ситуация около города Херсона с разделением межей дачным землям 1783 года» дает нам ту же балку Витовку с довольно широкой рекой, хотя рядом показана на большом участке земли деревня Балабанова. В краеведческих источниках указано, что в 1784 году это место, видимо, незаселенное, получил бывший войсковой товарищ, а в 1784 году капитан Филипп Демский — по три тысячи десятин земли в Витовке и Калиновке. В первое селение он перевез из Польши 37 семей, для которых построил за свой счет двадцать шесть хат и около них — дом для себя. Очевидно, в этом доме Демского и жил потом М. Фалеев. А описал его в своих записках доктор Дримпельман.
Но с датой основания селения не все так просто. Автор книги «Богоявленск — колыбель Николаева» Наталья Александровна Кухар-Онышко нашла в николаевском архиве документ, в котором пишется, что земля в Витовке отдана на заселение Новороссийским губернатором Языковым. Генерал-майор Николай Данилович Языков в самом деле был Новороссийским губернатором в 1778-1783 годах. В какой из этих годов была выделена земля Демскому, точно сказать нельзя. Единственное, что мы знаем, это то, что в 1787 году, когда началась очередная война с Турцией, эти земли по приказу Г. Потемкина были взяты в казенное ведомство. Так как земли оказались пограничными, то жителей Витовки и Калиновки, крепостных Демского, выселили к Елисаветграду.
В фондах Херсонского музея хранится карта под названием «Почтовая карта Екатеринославского наместничества, марта 1784 года», в ней на почтовом маршруте показана деревня Витовка.
Первое лечебное заведение на территории современного Николаева начали строить в 1788 году в Витовке. Строительство Витовского полевого лазарета было обусловлено проходившей в это время русско-турецкой войной. В XVIII веке существовала практика направлять больных и раненых для лечения в тыл. Но врач-эпидемиолог Данила Самойлович, работавший в это время на юге, предложил лечить раненых в прифронтовых лазаретах, так как долгая дорога в тыл ухудшала их состояние и увеличивала смертность. Осознавая правоту доктора, Потемкин поручил ему организацию сначала походного, а потом и стационарного лазаретов в Витовке и назначил его главным врачом Витовского госпиталя.
Предвидя длительную осаду турецкой крепости Очаков в 1788 году, Г. А. Потемкин приказал полковнику М. Л. Фалееву срочно развернуть полевой госпиталь для нужд армии. В своем предписании Светлейший князь писал: «Крайняя настоит надобность учредить походный лазарет в Витовке. Я приказал для сего привезти кибитки, домики походные и несколько мулов. Ежели к сему прибавить еще шалашей, то достаточно будет». Упоминаемые кибитки и походные домики остались после путешествия Екатерины II на юг в Крыму. 27 июля 1788 года Фалеев обращается к генерал-майору П. А. Ислентьеву: «...но как оных никто не знает разставливать, а у вас есть человек, знающий, как оные расставлять, то прошу одолжиться сим человеком для сей надобности, приказав отправить оного прямо в Витовку...».
Основными причинами устройства госпиталя в Витовке были близость к военным действиям и наличие источника с качественной водой, что редко встречается в степном Причерноморье. Вода была решающим фактором для предотвращения желудочно-кишечных заболеваний.
Временный лазарет был построен в очень короткий срок, ибо уже 24 июля Фалеев извещает Самойловича о том, что в госпиталь направляются первые больные — 88 человек гренадерского флотского батальона Суворова из Кинбурна и 52 человека из Херсона.
23 июля Потемкин составил специальное предписание, как кормить больных в госпитале: «В пищу для больных отнюдь не употреблять вещей нежных как то цыплят, яиц, молока. Сие последние для припасок иметь как лекарство, но не в пищу. Пища же должна быть простая, но питательна, которая больным по степени их крепости сил долженствует предписываться. Слабым бульон или кашу жидкую, употребляя говядины меньше, дабы навар был не очень силен. Для тех, кои покрепче, навар сильнее, а кои уже выздоравливают, тем давать мясо есть, щи и кашу погуще. Говядина чтоб была самая хорошая, а для постных дней варить на вяленой рыбе или снетках. Хлеб чистой и хорошо испеченной, по утру сбитень слабым без горячего вина, а прочим — морской... Сим способом люди будут довольны и сыты, а казна не потерпит того убытка, какой бывает от злоупотребления в госпиталях от больших цен за редкие вещи... Масла коровьего вовсе хорошего достать нельзя, то и употреблять его запрещается».
В госпитале был применен метод карантина, который распространялся на все селение, где были введены строгие санитарно-гигиенические правила. Потемкин, всегда вникавший во все подробности дела, узнав о положении в Витовском госпитале, послал Самойловичу предписание: «...чтобы находящимся в Витовке больным скорбутным не давать засыпать им, варить им кисель и ставить квас с хреном, поносных держать особо и мыть почаще, остерегаясь класть их вместе с такими, какой болезни не имеют, давать им в пищу толчу из сухарей со щами и тюрю, а квас чтобы был кислый, примечать при том, какие действия вода Витовская производит». В результате принятых мер эпидемия была быстро ликвидирована.
Небольшой временный лазарет в Витовке не мог удовлетворить нужд армии. Осада Очакова обещала быть затяжной. Поэтому еще летом 1788 года рядом велось строительство каменных и деревянных постоянных госпитальных связей. Они состояли из трех каменных корпусов, расположенных «покоем», кухни, бани, дома для медицинских чинов, морской аптеки с лабораторией. На территории госпиталя находился мощный фонтанный колодец со здоровой питьевой водой.
Впервые старое и новое название Витовки встречается в ордере Григория Потемкина о наименовании новозаводимой верфи городом Николаевом, и датируется этот документ 27 августа 1789 года. Составлен он был в лагере при Новых Дубоссарах, в Молдавии, где в то время находился штаб Потемкина. Звучит он так: «Фаберову дачу именовать Спасское, а Витовку — Богоявленское, новозаводимую верфь на Ингуле — город Николаев». Этот документ является свидетельством о рождении Николаева, и в нем впервые появляется новое название Витовки, данное Потемкиным. Мы можем только догадываться, в честь какого события было дано это название. Светлейший князь очень любил эту местность. И даже приказал построить в Богоявленске свой загородный дом, часто именуемый дворцом.
В 1790 году Григорий Потемкин получил разрешение императрицы Екатерины ІІ на создание Черноморских адмиралтейских поселений, жители которых должны были работать на постройке судов в Адмиралтействе. Селения эти были расположены неподалеку от города: Воскресенское, Калиновка, Покровское и Богоявленское. Все они были подчинены Черноморскому адмиралтейскому правлению и одновременно, до 1798 года, канцелярии строений города Николаева. Поселяне разделялись на три равные части, и каждая треть выходила на работы в Адмиралтейство на три месяца. Не принимали участия в работах старики (старше 60 лет), калеки, малолетние и женщины. Остальное время поселяне занимались своими полевыми и домашними работами.
В апреле 1790 года Г. А. Потемкин повелел поселить в Богоявленском заштатных церковников вместе с семьями. Но положение первых богоявленских поселян было незавидным. В августе 1792 года группа заштатных церковников из 19 человек подала Главному командиру Черноморского флота Н. С. Мордвинову прошение, в котором они жаловались, что их нередко употребляли в работы наряду с каторжанами, и у них не было возможности заниматься крестьянскими работами для безбедного пропитания. После богатого на урожай 1792 года наступил неурожайный 1794-й. В ноябре этого года смотритель Богоявленского адъюнкт Степан Гребницкий пишет рапорт в канцелярию строения города Николаева: «Богоявленские поселяне по нынешнему неурожаю хлеба вовсе не в состоянии некоторые внести оброку на них и их малолетних детей возложенного, но и прокормить себя с семействами не имеют способов, многие из них через недостаток сена лишились скота». Через неделю к Гребницкому явились жены поселян с малолетними детьми, опухшими от голода, с просьбой выдать им взаимообразно (то есть с возвратом) казенного провианта до будущего урожая. Н. С. Мордвинов, в подчинении которого находились поселяне, на их просьбы ответил, что он не возражает подождать с оброком, «но с тем, чтоб постарались они внести оный в будущее время, поелику селение Богоявленское, как стоящее на главном со всех сторон пути, может многие доставлять им выгоды, только нужно приложить им труды свои». Дальше он предлагает им заняться ломкой и перевозкой камня для строительства домиков (во времена Фалеева ломкой камня занимались каторжные и колодники — это был самый тяжелый труд), обещая заплатить за эту работу, как вольнонаемным, по 1 рублю 40 копеек за кубическую полную сажень. Правда, «денег теперь в правлении нет, а должны они обождать, покуда вступят в приход».
В начале декабря 1794 года было приказано И. Т. Овцыну, капитану над Николаевским портом, немедленно отправить 50 четвертей (1 черверть — более 200 кг) муки взаимообразно для пропитания поселян богоявленских. Кроме того, Н. С. Мордвинов послал взаимообразно 200 рублей на оплату ломки камня. В июле 1795 года эти деньги были ему возвращены.
В этот период в Богоявленском добровольно поселились адмиралтейские плотники, уволенные со службы матросы, солдаты-инвалиды. Позже — из потемкинского имения Кричева, что в Белоруссии, — прядильщики, ткачи, гутники (мастера стекольного завода).
В декабре 1791 года землемером Херсонского уезда поручиком Теодором Редилским была составлена «Ведомость города Николаева и его уезда со всеми лежащими в нем дачами и экономическим примечанием». В этом документе дано первое описание Богоявленска: «Казенное село Богоявленск — новая верфь, дворов — 50, мужчин — 11, женщин — 19. Неудобной земли 300 десятин, пахоты 2650 десятин, под усадьбою 50 десятин, всего 3000 десятин. На левом берегу реки Буга и овраге Витовке на возвышенном месте, где производится Черноморского флота корабельное строение, строение воинской госпитали и при оном казенные строения для медицинских и других чинов, фонтанной колодезь, вода здорова, земля чернозем, хлеб и сенокосы средственные». В этом документе единственный раз встречается упоминание о том, что Богоявленск был новой верфью. Очевидно, это была одна из неосуществленных идей Потемкина. Хотя в XX веке эта идея осуществилась постройкой судостроительного завода «Океан».
После смерти Светлейшего князя, когда решался вопрос о месте его погребения, в начале ноября 1791 года Михаил Леонтьевич Фалеев обратился к секретарю Потемкина В. С. Попову, пытаясь убедить его и всех, от кого это зависело, не хоронить князя в Херсоне. В частности, он писал: «Херсон не мог он терпеть, почитая то место очень нездоровым, и для того бывая там, никогда ночевать не хотел, как бы поздно ни было — уезжал в Богоявленск...».
Так Фалеев донес до нас мысль об особом отношении князя к этому месту. Его избрал он своей загородной резиденцией. Проект усадебного ансамбля в Богоявленске Потемкин поручил разработать архитектору И. Е. Старову, а спустя два с половиной месяца уже торопил с окончанием строительных работ в усадьбе. Особое внимание князь уделял внутренней отделке главного дома и штукатурке стен, которые предназначались под роспись.
Одновременно с домом князя строился почти такой же по размерам дом племянницы его, графини А. В. Браницкой. В течении одного-двух лет на пустынных берегах Бугкого лимана возникла прекрасная усадьба, правда, не совсем достроенная и недолго просуществовавшая. После смерти Потемкина дворец графини Браницкой не стали достраивать, хотя Фалеев прибегнул к маленькой хитрости и записал в ведомости дом Александры Васильевны «под именем княжова дома». Дому это не помогло, а путаницу в историю внесло, потому что рядом существовал еще и настоящий «княжий дом», почти уже законченный.
Важной составной частью Богоявленской усадьбы Светлейшего князя был английский парк, заложенный по проекту известного садового мастера последней четверти XVIII века англичанина Вильяма Гульда. В августе 1790 года Гульд сделал планы садам Богоявленскому и Спасскому. После чего Потемкин поручил мастеру составить список лучших цветов и деревьев, растущих в Таврии.
Парк располагался между рекой Бугом и дорогой на Николаев вдоль Витовского оврага, по которому течет небольшой ручей, подпитываемый из источника. С помощью этого ручья и были созданы живописные канавы, о которых с восторгом вспоминали путешественники. В длину парк занимал около 300 саженей (600 метров), а в ширину — 125 саженей (250 метров). Вся площадь парка была покрыта паутинкой извилистых дорожек, а через причудливо извивающиеся канавы переброшены деревянные мостки. В парке были построены оранжерея, теплица и купальня.
На правом берегу Витовской балки тянулись виноградные сады, расположенные на 12 десятинах, и посажено в них более 23 тысяч кустов винограда. Рядом с ними построено жилище для виноградаря. Еще один большой сад был заложен в отдалении от Богоявленска, напротив Сиверсова маяка. Существует он только на «Плане селения Богоявленского, составленном 1 июля 1793 года». Этот сад был «вновь разводимым из посеянных фруктовых семян» и принадлежал уже тогда умершему обер-штер-кригс-комиссару Фалееву. Очевидно, это было что-то вроде рассадника плодовых деревьев. В дальнейшем этот сад на планах не встречается, хотя существовал на протяжении всего XIX века.
В 1797 году было начато строительство Богоявленского фонтана. Проект фонтана и купальни разработал архитектор И. Старов. Постройку осуществил каменных дел мастер Аладов. Строение напоминало своеобразное святилище. Купальню накрыли куполом на 9 колоннах. Отделка фонтана была выполнена из чугуна. Вода направлялась в четыре трубы через которые целебная струя падала в специальные чаши. Над фонтаном был установлен цилиндр около трех метров, на котором располагались 4 крупных и 12 небольших сюжетов на библейские темы, выполненные в технике горячей эмали. Венчала трубу чугунная крышка, наверху которой был шар с крестом. Впоследствии аналогичный шар с крестом будем обозначен на первом гербе Николаева в 1803 г. Имеются достоверные сведения о том, что этот источник был богатым на воду и мог удовлетворить потребности значительного количества людей. В газете «Николаевский вестник» за 1874 год сообщалось: «В Богоявленске источники выдают ежесуточно 61000 ведер воды, из которых используют 16000 ведер, а 45000 — идут в Южный Буг».
Фонтан стоял на кратчайшем пути из Николаева в Херсон. Вода была очень вкусной и приятной. Лабораторные проверки показали, что она по своим качествам не уступала знаменитым источникам Кавказа. Старожилы утверждали, что вода лечила глазные болезни и не замерзала в самые большие морозы. Ради такого чудодейственного лечения в Богоявленск приезжали из многих городов империи. Однако в конце 30-х гг. ХХ века крест на фонтане был сбит, цилиндр исчез. Во время ремонта фонтана в 1936 году голубей и ангелов со святыми зарисовали голубой краской, но иконы вновь проступили сквозь масляную краску.
В 1816 году в Богоявленске проживали 861 мужчина и 761 женщина. Через двадцать лет население увеличилось почти вдвое. В 1843 году в селении было 509 дворов. Главными занятиями поселян были земледелие и животноводство. На полях выращивали пшеницу, рожь, ячмень, овес, гречиху, картофель, овощи. Жители разводили различный скот: лошадей, крупный рогатый скот, овец, свиней, коз. Кроме занятия сельским хозяйством, поселяне обязаны были работать на предприятиях морского ведомства — плотниками, кузнецами, разнорабочими. С 1812 года жители Богоявленска направлялись работать на суконную фабрику, а с 1818 года — на парусную фабрику, которые находились в их селении.
В 1835 году фабрики закрыли. В это время в селении проживало 2723 человека, основными занятиями которых было земледелие и рыболовство. К концу 50-х годов ХІХ в. в Богоявленске проживало 6 дворян, 29 духовных особ, 6 мещан, двое удельных крестьян, 4444 бывших адмиралтейских поселянина, 15 человек младших офицеров и их семей. В 1860 году Адмиралтейские поселения были упразднены, а население было переведено в разряд николаевских мещан. В 1860 году в Богоявленске, кроме поселян, которые занимались торговлей, было: 3 сапожника, 5 печников, 1 столяр, 1 купец ІІІ гильдии, 2 крестьянина — торговцы ІV разряда. В эти годы в селе была 1 церковь, 1 сельский магазин, 1 заезжий двор, 9 бакалейных лавок и 61 мельница. В 1869 г. была основана двухклассная земская школа, в которой училось 26 детей.
В 1877 году Богоявленск переименовали в посад и подчинили Херсонской губернской администрации. Посадом руководила дума, которая состояла из головы, двух гласных и секретаря.
К началу XX века в Богоявленске уже были 64 кустарные мастерские: бондарные, кузницы, сапожные, паровая молотилка. В посаде работали 30 пивных и бакалейных лавок. Ежегодно проходили три ярмарки, на которых продавали лошадей, скот, огородные культуры, гончарные изделия, хлеб, соль и другие товары. Были построены 54 ветряные мельницы. Население посада составляло около 10 тысяч человек.
С Богоявленском связаны имя ученого агронома Михаила Григорьевича Ливанова и его детище — первое в Российской империи учебное заведение, готовившее кадры для сельского хозяйства. В начале августа 1792 года была составлена «Ведомость о нужнейших, из назначенных вновь, строений», в которой упоминается Земледельческий дом в Богоявленске о двух этажах, длиною 8 и шириною 5 саженей. При нем планировались две службы размером 25х4 саженей. Но в Ведомости богоявленских строений 1797 года здание школы земледелия не значится. Очевидно, она не была построена, и для нее использовалось какое-то небольшое строение. История школы оказалась короткой: в 1797 году ее перевели в Павловск, что под Санкт-Петербургом. Здание школы в Богоявленском не сохранилось, и нет точных сведений о том, где оно точно находилось. Рядом с местом, где стоял дворец Потемкина, еще существует полуразвалившееся одноэтажное здание из хорошо обработанного камня-известняка. В стенах просматриваются тройные венецианские окна, характерные для архитектуры конца XVIII века, тщательно обработан камень дверных проемов. Интересны остатки крыши со старыми балками и стропилами. Местная легенда приписывает это здание школе земледелия. Соответствуют этому и размеры строения, состоящего из нескольких больших комнат.
После реформы 1861 года большинство жителей Богоявленска из-за безземелья становились рабочими николаевских предприятий. Тяжелые условия труда вызывали недовольство и протест. В 1917 году члены сельской комиссии Николаевского Совета и рабочие-богоявленцы завода «Наваль» организовали митинг, на котором призвали односельчан установить советскую власть и забрать землю у соседнего помещика Г. П. Волконского. Участники митинга с красными флагами прошлись селом, а когда полицейские захотели разогнать демонстрацию, их разоружили.
В 1920 году была проведена перепись населения Богоявленска, по которой в селе проживало 10460 человек. В период с 1929 по 1932 годы на базе небольших артелей, возникших в начале 20-х годов, были созданы 5 колхозов, которые получили от государства ссуду на приобретение сельскохозяйственной техники, лошадей, скота, семян. В 1930 году в Богоявленске была открыта машинно-тракторная станция (МТС), которая обслуживала колхозы соседних сел.
В 1938 году в селе проживало 11 тысяч человек. В декабре этого же года Президиум Верховного Совета Украинской ССР переименовал Богоявленск в Октябрьское, а после Второй мировой войны название было переведено на украинский язык, и село превратилось в Жовтневое.
С началом войны более тысячи жителей Октябрьского добровольно ушли на фронт. Нацисты захватили Октябрьское 16 августа 1941 года. В первые дни оккупации были расстреляны коммунисты и активисты — более 30 человек. 19 марта 1944 года оккупанты взорвали обе церкви — Богоявления Господня и Святого Духа. Частично были уничтожены сады, которые росли вокруг села.
К началу 1945 года восстановили свою работу все пять колхозов и МТС, работали промартель «13 лет Октября» и рыбартель им. Ворошилова. В сентябре 1951 года был основан судостроительный завод «Океан».
В 1961 году Жовтневое объединили с Балабановкой и придали статус города районного подчинения. В 1970-е годы его включили в состав города Николаева как административный — Корабельный — район. Указ, изданный по этому поводу, гласит: «Создать такие районы в городах: ...Корабельный в городе Николаеве. ...Включить г. Жовтневое Жовтневого района Николаевской области в черту г. Николаева; Жовтневый городской совет ликвидировать».
28 декабря 1973 года было окончено строительство Николаевского пивзавода «Янтарь». В 1980 году важным событием для района стало введение в эксплуатацию Николаевского глинозёмного завода. Сегодня НГЗ — одно из крупнейших в Европе предприятий цветной металлургии.
Система образования Корабельного района представлена широкой сетью дошкольных учреждений, школ и учреждений профессионально-технического образования. Музыкальная школа была преобразована в 1981 году в школу искусств. Для занятий спортом здесь существует стадион, детско-юношеский оздоровительный комплекс, детская спортивная школа, яхт-клуб, многочисленные спортивные площадки. В 1997 году был открыт комплекс плавательных бассейнов «Водолей», который состоит из спортивного, прыжкового, детского бассейнов и аттракционов. Кроме того, «Водолей» является базой подготовки пловцов и прыгунов в воду — участников Олимпийских игр, чемпионов Украины и международных соревнований. В 2001 году Международный олимпийский комитет наградил спортивный комплекс дипломом «Специальный знак отличия».
В настоящее время на территории Корабельного района также расположены пляж «Чайка», три лесных массива, два рынка, два дома культуры, множество скверов, магазинов, ряд супермаркетов.
Таким образом первый сакральный центр Николаева — «Богоявленский», возраст которого не менее 6 тыс. лет. Сакральность этого места доказывается местными легендами и археологическими находками, в особенности стелы-памятника древнего кургана. Священным местом сакрального центра является Богоявленский фонтан и легендарный Девичий монастырь, а его символом — живая вода.
Литература:
Александрова Н. Сотрудникам «Ника-Теры» рассказали об истории Богоявленска и презентовали краеведческие книги / Н. Александрова // Южная правда . — 2014. — № 124. — С. 3.
Бойчук С. Богоявленская парусно-суконная фабрика / С. Бойчук // Южная правда. — 2016. — № 95. — С. 3.
Бойчук С. Основатели Николаева хотели построить «гражданский» город / С. Бойчук // Южная правда. — 2016. — № 3. — С. 3.
Возрождение парка началось // Рідне Прибужжя. — 2011. — № 131. — С. 4.
Гаврилов С. В тени английского сада / С. Гаврилов // Южная правда. — 2012. — № 103. — С. 3.
Гордеев Е. Школа практического земледелия / Е. Гордеев // Южная правда. — № 43. — С. 3.
Ковальский Ю. Древнему пастбищу и земледельческому полю — пять тысяч лет / Ю. Ковальский // Вечерний Николаев. — 2016. — № 116. — С. 3.
Котляр Ю. Богоявленск — живая вода края / Ю. Котляр // Вечерний Николаев. — 2013. — № 28. — С. 6.
Крючков Ю. С. Град Святого Николая : путеводитель по старому Николаеву / Ю. С. Крючков. — Николаев : Возможности Киммерии, 2003. — С. 238.
Крючков Ю. С. Старый Николаев : топонимический словарь-справочник / Ю. С. Крючков. — Николаев : Издательство Ирины Гудым, 2008. — С. 23 — 24.
Крючков Ю. С. Старый Николаев и окрестности : топонимический словарь-справочник / Ю. С. Крючков. — Николаев :Дикий Сад, 1991. — С. 16 — 17.
Кухар-Онышко Н. А. Богоявленск — колыбель Николаева : очерк / Н. А. Кухар-Онышко. — Николаев : Издательство Ирины Гудым, 2013. — 208 с.
«Ника-Тера» объявляет конкурс на лучший проект благоустройства источника в парке «Богоявленский» // Вечерний Николаев. — 2016. — № 18. — С. 6.
Николаев в фактах от «форума скамейки» // Вечерний Николаев. — 2015. — № 102. — С. 3.
Пономаренко Н. В. Король Витовт / Н. В. Пономаренко. — Николаев : Издательство Ирины Гудым, 2010. — 40 с. — (Легендарные имена).
Сацький А. Г. Богоявленські адміралтейські фабрики / А. Г. Сацький // Історія. Етнографія. Культура. Нові дослідження. IV Миколаївська обласна краєзнавча конференція. — Миколаїв : Атол, 2002. — С. 63 — 67.
Снытко И. А. Богоявленск и его окрестности : историко-краеведческие очерки / И. А. Снытко, В. А. Касьяновский. — Симферополь ; Николаев : Таврида, 2012. — 182 с.
Тонковид В. Парк спорта «Корабельный» — уже «в строю» / В. Тонковид // Вечерний Николаев. — 2013. — № 126. — С. 8.
Шенкевич А. Молодой, перспективный — корабельный... / А. Шенкевич // Вечерний Николаев. — 2016. — № 140. — С. 2.
Узбереги Божої ріки. Історичний календар Миколаївщини. 1703-2003. — Київ : СПД Жадько, 2003. — С. 42.
Электронные ресурсы:
Богоявленское (Николаев) [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энциклопедия. — Электрон. дан. — Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%28%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%29. — Название с экрана. — Дата последней правки : 28.01.2018. — Дата просмотра : 29.01.2018.
Корабельный район (Николаев) [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энциклопедия. — Электрон. дан. — Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD_%28%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%29. — Название с экрана. — Дата последней правки : 17.06.2017. — Дата просмотра : 29.01.2018.
Котляр Ю. Богоявленск — живая вода края [Электронный ресурс] / Ю. Котляр // Вечерний Николаев : Николаевская городская газета. — Электрон. дан. — Николаев, 2002-2007. — Режим доступа : http://www.vn.mk.ua/stories.php?id=18450. — Название с экрана. — Дата публикации : 07.03.2013. — Дата просмотра : 29.01.2018.
Котляр Ю. В Октябрьском народу явился Бог и читал проповеди апостол Андрей [Электронный ресурс] / Ю. Котляр // NikLife : Интернет журнал. — Электрон. дан. — Николаев, 2009-2017. — Режим доступа : http://niklife.com.ua/citylook/35458. — Название с экрана. — Дата публикации : 14.03.2013. — Дата просмотра : 29.01.2018.
Мних В. Вітовські вежі на “Виноградній Кручі” [Електронний ресурс] / В. Мних // КОРАБЕЛОВ. ИНФО. — Електрон. дані. — Режим доступу : http://v4.korabelov.info/index.php?option=com_k2&view=item&id=2981:vitovski-vezhi-na-vinogradnij-kruchi&Itemid=126. — Назва з екрана. — Дата публікації : 09.06.2013. — Дата перегляду : 29.01.2018.
Мних В. Гордость Богоявленска осквернили большевики, а возрождали немцы [Электронный ресурс] / В. Мних // NikLife : Интернет журнал. — Электрон. дан. — Николаев, 2009-2017. — Режим доступа : http://niklife.com.ua/citylook/35958. — Название с экрана. — Дата публикации : 05.04.2013. — Дата просмотра : 29.01.2018.
Пономаренко Н. Откуда Витовка пошла? [Электронный ресурс] / Н. Пономаренко // Николаевский Базар. — Электрон. дан. — Николаев, 2005-2018. — Режим доступа : http://bazar.nikolaev.ua/content/%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%83%D0%B4%D0%B0-%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D1%88%D0%BB%D0%B0. — Название с экрана. — Дата публикации : 03.04.2013. — Дата просмотра : 29.01.2018.
< Попередня | Наступна > |
---|