Головна | Афіша | E-FreeLibrary | Каталог | Блог | Контакти
Головна Краєзнавчий калейдоскоп Краєзнавчий календар Липень 2012 року

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Краєзнавчий калейдоскоп - Краєзнавчий календар

25 июля — 115 лет назад, в 1897 году, в Николаеве было открыто движение конной железной дороги (конки)

В последнюю четверть 19 века в столице и во многих губернских городах Российской империи появляется и быстро становится основным видом общественного транспорта конка — одно- или двухэтажный вагон с местами для пассажиров внутри и на крыше (империале). Конка двигалась по рельсам, проложенным по улицам города, подобно трамвайным. Движущей силой конки была пара тяжелых лошадей, запряжённых в дышло. Управлял ими кучер, стоящий на открытой передней площадке и беспрерывно звонивший в висячий колокол для предостережения пешеходов. Относительно недорогая оплата проезда позволяла пользоваться услугами этого вида транспорта большинству горожан.


В 19 веке в Николаеве было создано «Бельгийское анонимное общество николаевских конно-железных дорог». Первый маршрут был очень коротким — от часовни Александра Второго на пересечении Соборной и Херсонской до Военного рынка на Слободке. Но уже в 1904 году, согласно сведениям адрес-календаря, существовало три довольно протяжённых маршрута: «Вокзал — Городская больница» (на Военном рынке), «Часовня — Спасское урочище» (от дома Потемкина до Летнего морского собрания) и «Часовня — Элеватор» (в середине Коммерческого порта). Конная дорога в те годы была одноколейной с разъездами для ожидания встречных конок. Разъезды находились на расстоянии 235 саженей друг от друга (сажень — немного больше двух метров), остановки шли через каждые 112 саженей. Эти остановки практически сохранились до наших дней. Скорость движения конки была 7-12 верст в час (верста — чуть больше километра). Воспрещалось ездить в грязной или неопрятной одежде, в нетрезвом виде, перевозить громоздкие вещи. Запрещалось перевозить пассажиров стоя. При отсутствии мест кондуктор выставлял днем красные флажки, ночью — красные фонари. Существовали летние и зимние вагоны.

В 1902—1903 годах началась переписка городской думы с бельгийским обществом о переводе конки на электротягу. В 1909 было начато проектирование первого городского электротрамвая, а в феврале 1913 конка была выкуплена в собственность города для переустройства своими средствами под трамвай. Первый трамвай был пущен 21 декабря 1914 года. Сравнение планов Николаева 1908 и 1917 годов показывает полную идентичность маршрутов конки и трамвая: трамвай, имевший ту же ширину колеи, был пущен по рельсам конки. Красивое здание трамвайной подстанции построено в 1914 году в стиле модерн и до сих пор украшает перекресток проспекта Ленина и улицы Советской.



Литература:

Історія. Етнографія. Культура. Нові дослідження: ІІІ Миколаївська обласна краєзнавча конференція. — Миколаїв : Атол, 2000. — С. 188—192.

Крючков Ю. С. Град Святого Николая : путеводитель по старому Николаеву / Ю. С. Крючков. — Николаев : Возможности Киммерии, 2003. — С. 197—200.

Крючков Ю. Очерки истории Николаева : в 8 кн. Кн. 3 / Ю. Крючков. — Николаев : ИИП Степь-инфо, 2003. — С. 48—53.

Крючков Ю. С. Очерки истории Николаева : хрестоматия / Ю. С. Крючков. — Николаев : ИИП Степь-инфо, 2002. — С. 92—96.

Крючков Ю. С. История Николаева: от основания до наших дней / Ю. С. Крючков. — Николаев : Возможности Киммерии, 1996. — С. 141.

Кухар-Онишко Н. О. Історія Миколаєва : підручник для 5 класу загальноосвітньої школи / Н. О. Кухар-Онишко, О. В. Гриневич, Н. М. Гаркуша.  — Миколаїв : Можливості Кіммерії, 1999. — С. 68.

Лифанов В. Николаев 1789—1989: страницы истории : справочник / В. Лифанов, В. Миющенко. — Одесса : Маяк, 1989. — С. 48.

Моє улюблене місто Миколаїв : книга для учнів початкових класів. —  Миколаїв, 2007.— С. 21.

Николаевскому трамваю посвящается... // Новая николаевская газета. — 2011. — № 36. — С. 1—2.

Огренич Н. М. Хронограф Миколаївщини : навч. посіб. із історичного краєзнавства / Н. М. Огренич. — Миколаїв : Видавництво Ірини Гудим, 2007. — С. 114.

Прогулки по Старому Николаеву : фотоальбом. — Николаев : Возможности Киммерии, 1997. — С. 30.

Пучков В. «Городской управе следовало бы...» / В. Пучков // Вечерний Николаев. — 2012. — № 13. — С. 3.

Старый Николаев : фотоальбом. — Николаев, 2007. — С. 18.


Интернет ресурсы:

 


Николаевский трамвай в Википедии

Николаевский трамвай // Николаев — город Корабелов // http://nikolaev.moy.su/

История Николаевского трамвая // Трамваи Николаева // http://tram.at.ua/

Интересная статья? Поделись ею с другими:


RSS-підписка

Підписка на публікації

Введіть ваш email:

Delivered by FeedBurner


Прозорро - публічні закупівлі

Я МАЮ ПРАВО!

Единая страна!
.